Page 23 - Технология формирования навыков исполнения строевых песен у учащихся кадетских учебных заведений
P. 23
говорится в работах К.К. Платонова [65; 64] и А.В. Петровского [62].
Так, А.В. Петровский указывает, что навык — это «автоматизирован-
ный компонент, который вырабатывается в процессе его выполнения»
[63, с. 227]. Навыком автор считает автоматизированное действие, кото-
рое формируется путем повторения и, как правило, с присущим каче-
ством освоения и с отсутствием сознательного контроля [62].
Каким же способом достигается формирование навыка? На этот
вопрос отвечает в своих работах К.К. Платонов, указывая на то, что
навык, являющийся автоматизированным действием, формируется в
результате упражнений [64]. В работах В.А. Крутецкого также ука-
зывается, что «навыками называются закрепленные автоматизиро-
ванные приемы и способы работы, которые являются составными
моментами сложной, сознательной деятельности» [41, с. 160]. Тех же
позиций придерживается и В.Б. Давлетчина, автор трактует навык как
«автоматически осуществляемое движение, не требующее ни созна-
тельного контроля, ни специальных волевых усилий для его выпол-
нения» [20, с. 50].
Итак, ряд выше указанных авторов считает навык тесно связан-
ным с автоматически выполняемым действием. Иных позиций придер-
живаются другие исследователи. Так, Н.В. Зимкин считает, что необ-
ходимо отличать навыки от автоматизма выполнения действия [28].
«В организме человека происходит большое количество различных не-
осознанных рефлекторных актов, которые, в отличие от навыков, про-
текают произвольно. Данные автоматизмы первичны, связаны непо-
средственно с безусловно-рефлекторными реакциями, регулирующими
вегетативные и двигательные функции человека» [28, c. 387].
Еще одна позиция на рассмотрение понятия «навык» обнаружи-
вается в работах В.В. Богословского [7], М.И. Еникеева, О.Л. Кочет-
кова [25], которые при определении навыка обращают внимание на
отсутствие контроля за выполнением того или иного действия. Так,
В.В. Богословский говорит о том, что навык — это «действие, сфор-
мированное путем повторения, характеризующееся высокой степе-
нью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и
контроля; навык является упрочившимся способом выполнения дей-
ствий» [7, с. 139]. М.И. Еникеев и О.Л. Кочетков [25] утверждаются что
навык — это «освоенное действие, отличающееся свернутостью созна-
тельного контроля над его осуществлением» [25, с. 259].
21