Page 22 - Технология формирования навыков исполнения строевых песен у учащихся кадетских учебных заведений
P. 22
кажется, будто его выполнение происходит “само собой”» [58, с. 14]. Или
«Навык (англ. habit, skill) — доведенное до автоматизма путем много-
кратных повторений действие; критерием достижения навыка служат
временные показатели выполнения, которое уже не требует постоян-
ного и интенсивного внимания и контроля» [29, c. 194].
В целом отечественные и зарубежные авторы трактуют понятие
«навык» в своих работах как способность, действия, способ выпол-
нения действия и т.д. Более широкую трактовку можно встретить в
работах таких западных исследователей, как, например, М. Кордуэлл
и Р. Вердербер. Эти исследователи рассматривают навык как «способ-
ность человека выполнять определенные задачи быстро и компетентно,
достигая желаемого результата» [38, с. 104]. Р. Вердербер утверждает,
что «Навыки — это целенаправленные действия или последователь-
ность действий, которые мы можем выполнить и повторить в соответ-
ствующей ситуации» [14, с. 26].
Приведем пример определения содержания понятия «навык», встре-
чающегося в работах отечественных исследователей. Так, В. Филиппова
определяет навык как «действие, сформированное путем повторения.
Важнейшими признаками навыка являются, во-первых, успешность
выполняемых действий и их подкрепление положительным результа-
том, во-вторых, формирование в процессе упражнения и необходи-
мость в тренировке для сохранения» [84, с. 39]. М.В. Гамезо пишет о
том, что «навык — это автоматизированный способ выполнения дей-
ствия, сформированный в процессе упражнений» [42, с. 138]. Этой же
позиции придерживается В.П. Дудьев, определяющий навыки как «авто-
матизированные действия, формирующиеся путем многократно повто-
ряемых упражнений» [24, c. 197].
Ф.Н. Гоноболин определяет навык в связи с определенной деятель-
ностью. Автор считает, что навык вообще является составной частью
сознательной деятельности и вырабатывается в процессе этой деятель-
ности [18]. Характерным признаком навыка является то, что действия
выполняются легко и быстро, с меньшим участием сознания и с наи-
меньшей затратой сил и энергии. При достаточной выработке навыка
контроль над отдельными движениями почти отсутствует [18].
С.Л. Рубинштейн трактует навык как «полностью автоматизирован-
ный, инстинктоподобный компонент умений, реализуемый на уровне бес-
сознательного контроля» [53, с. 246]. Об автоматизированности навыка
20