Page 21 - Технология формирования навыков исполнения строевых песен у учащихся кадетских учебных заведений
P. 21

щая, когда часть текса исполняется не протяжно, а как бы «говорком».
Если в исполнении песни включается аккомпанемент, то для него чаще
всего используются барабаны, бубны, тарелки, т.е. шумовые инстру-
менты, которые удобно включать в исполнение при движении на марше.
Кроме того, в аккомпанемент могут включаться и трубы с определен-
ными звуковыми сигналами в своей партии.

   Подводя итог выше рассмотренному материалу, можно сделать сле-
дующее обобщение, позволяющее уточнить жанровую принадлежность
и специфические особенности строевой песни. Она является разно-
видностью солдатской народной песни, а ее специфические особенно-
сти — мелодические (призывные интонации, несложная мелодическая
линия, декламационность), ритмические (четкий ритм, ровный метр,
удобный для шага темп). Строевая песня исполняется определенным
способом: хором или соло с хором, а условиями ее бытования является
исполнение солдатами в походном марше, на торжественных меропри-
ятиях, включенных в воинские ритуалы.

                  1.2. Характеристика навыков,
       необходимых для исполнения строевой песни

   Реализация практической работы по разучиванию строевых песен
и достижению их качественного исполнения с учащимися кадетских
учебных заведений требует рассмотрения содержания такого понятия,
как «навык», и соответственно подробного анализа и изучения таких
понятий, как «певческие», «двигательные» навыки. С учетом специфики
строевой песни следует рассмотреть и возможность сочетания пения с
движением в определенной координации, т.е. координационные навыки.

   Как указывалось выше, специфическими особенностями строевой
песни являются: четкий ритм, ровный метр, удобный для шага темп, а
также такие исполнительские особенности, как переклички, включе-
ние в пение возгласов и т.д.

   Прежде всего рассмотрим понятие «навык», которое имеется в спра-
вочной литературе. В «Педагогической энциклопедии» термин «навык»
толкуется как «действие, характеризующееся высокой мерой усвое-
ния». Это «действие становится автоматизированным, при этом действие
выполняется слитно, как единое целое, и настолько легко и быстро, что

                                               19
   16   17   18   19   20   21   22   23   24   25   26