Page 20 - Технология формирования навыков исполнения строевых песен у учащихся кадетских учебных заведений
P. 20
лее часто используемым является сопровождение сильных ритмических
долей ударами тарелок и барабанов. Основной метрической единицей
остаются четверти, но в аккомпанементе присутствуют такие харак-
терные фигуры, как четверть и две восьмые. Несмотря на то, что за
основу все-таки взята четвертная нота, в аккомпанементе, при вклю-
чении оркестра, можно наблюдать и другой ритм: например, восьмой с
двумя шестнадцатыми, четверть, четыре шестнадцатых и другими раз-
личными ритмическими рисунками [50]. Однако все-таки на марше, а не
в условиях торжественного прохождения, как уже указывалось, строе-
вая песня содержит очень простой аккомпанемент, который исполняется
барабаном, бубном, тарелками и другими шумовыми инструментами.
Как правило, эти инструменты подчеркивают первую, сильную долю.
Таким образом, опираясь на рассмотренный выше материал, отра-
жающий историю становления строевой песни, ее специфические осо-
бенности, принадлежность ее к определенному жанру (жанровую при-
надлежность), можно определить, что в различных жанрах русской
народной песни авторы выявляют такие, как исторические (А.В. Руд-
нева, Е.М. Фраенова) и солдатские песни (Т.В. Попова, Н.А. Закатова,
Н.М. Владыкина-Бачинина и др.). В этих песнях обнаруживается песня
походная, которая в свою очередь порождает и такую разновидность
другой солдатской песни — строевой (Т.С. Рудиченко). Поэтому в наи-
более общем плане можно определить такую песню как разновидность
народной солдатской или исторической песни.
В строевой песне прослеживается явная прямая взаимосвязь музы-
кального произведения с жизненным назначением (условия исполнения:
перед битвой, при проведении воинских ритуалов, парадов войск, тор-
жественных прохождений и т.д.), с особенностью исполнения (в соче-
тании вокального исполнения с движением под шаг). В связи с этим,
строевая песня имеет удобный для марша темп, в ней при исполне-
нии, как правило, выделяется сильная доля, она имеет двухдольный
или четырехдольный размер, так как эта песня исполняется хором или
с перекличкой: хор-солист или хор-группа солистов. В исполнении
строевой песни встречаются возгласы, исполняемые в перерыве пения
(в паузах) или в его процессе на определенную долю: сильную, отно-
сительно сильную и слабую. Мелодия строевой песни имеет неболь-
шой диапазон, форма такой песни — куплетная. Наряду с кантилен-
ным исполнением песни проявляется и ее декламационная составляю-
18