Page 19 - Технология формирования навыков исполнения строевых песен у учащихся кадетских учебных заведений
P. 19
смысловую окраску и носит собственное название («Сбор, Тревога,
Обед, Подъем, Отбой» и т.д.) [60].
В строевой песне кантилена совмещается с декламацией и скан-
дированием, а структура мелодии, характер ее окружения, аккомпа-
немента, фона, да и слуховой настроенности зависят еще и от того,
какой жанровый прототип или конкретный жанр лежит в основе про-
изведения [50].
В исполнении кадетами или военными строевой песни, производи-
мом на марше или на плацу, огромную роль имеет движение, осущест-
вляемое в определенном темпе. Движение в строю шагом является обоб-
щением тех конкретных видов движения, которые генетически связаны
с первичными обиходными музыкальными жанрами [50]. Шествие свя-
зано с элементарными двухфазными единицами поступательного дви-
жения. Естественным прототипом поступательного движения является
способ передвижения человека — шаг во множестве связанных с ним
жанров и ситуаций. Шествие является в данном случае собиратель-
ным понятием, охватывающим и массовое, и индивидуальное пере-
движение — марш во всех его разновидностях [50]. Отличительной
особенностью шествия, движения шагом является двухдольный метр
и присущий шагу средний темп движения [17]. В строевой песне, как
и в марше, темп определен военными уставами — 120 шагов в минуту
по метроному И.Н. Мельцеля, что равно двум шагам в секунду [50].
Удобный для движения темп, ровное ритмическое основание, «пре-
обладание равномерного ритма и остинатность ритмических фигур в
аккомпанементных слоях фактуры, четко выявленная метрическая пуль-
сация и ясная артикуляция обеспечивают необходимую ритмическую
поддержку и метрику движения» [50, с. 105], что и отличает строевую
песню от других музыкальных жанров. Темп строевых песен физиче-
ски и физиологически оптимален для шага как непосредственно выте-
кающий из ощущения приподнятости тонуса и строевой слаженности
движений [50].
Метрическая организация движения строевой песни (сопровождае-
мой оркестром) — двухдольная или четырехдольная. В аккомпанементе
часто эта двухдольность выражается в чередовании баса и аккорда, что
является главным жанрово-стилевым дифференцированным признаком
строевой песни [60]. Следует отметить, что аккомпанемент строевых
песен осуществляется различными способами, среди которых наибо-
17