Page 18 - Технология формирования навыков исполнения строевых песен у учащихся кадетских учебных заведений
P. 18
жанра народной песни, которые обнаруживаются в работах Т.В. Попо-
вой, А.В. Рудневой, Е.М. Фраеновой и др. Для классификации русской
народной песни Т.В. Попова берет за основу два критерия — условия
бытования музыки и особенности исполнения [67]. Что касается жанра
в целом, то автор выделяет симфонический, развлекательный и т.д.
Среди этих жанров Т.В. Попова выделяет жанры народной музыки или
музыкальный фольклор. Но в народной музыке авторами тоже опре-
деляются также различные жанры: лирическая песня, трудовая, сва-
дебная, солдатская и т.д. А.В. Руднева в своих работах выделяет к ука-
занным еще и историческую песню. Е.М. Фраенова в своей классифи-
кации выделяет еще календарные песни, а также песни солдатские.
В классификации Н.М. Владыкиной-Бачининой и Т.В. Поповой отме-
чены такие жанры песен, как трудовые, эпические, семейные, совре-
менные народные песни, к которым авторы относят и песни солдатские.
Следует отметить, что все эти классификации были созданы авторами
для учебных и учебно-методических работ. Эти классификации встре-
чаются и в учебниках для детских музыкальных и общеобразователь-
ных школ по дисциплине «Музыка».
Для настоящего исследования интересно рассмотрение классифи-
кации жанров народной песни, которая имеется в работах Г. Бессе-
лера. Этот автор делит жанры на обиходные (прикладные жанры,
связанные с бытовыми случаями) и преподносимые (представляю-
щие художественную эстетическую ценность). Музыка солдатских
песен, маршей трактуется Г. Бесселером как обиходная. Они, как ука-
зывает автор, родились как ритмически организующее телесное дви-
жение, совершаемое в работе и ее подчинение регулярной акцентной
ритмике [91]. Если рассмотреть строевую песню в опоре на позиции
Г. Бесселера, то можно выявить, что назначение строевой песни —
поддерживать определенный телесный ритм с помощью ритмически
организованной мелодии, которая может многократно повторяться.
Эта музыка позволяет создавать род ритмически активного коллек-
тивного бытования. Для строевой песни характерно сопоставление
(диалог) исполнения строф запевалы и хора, для оркестрового сопро-
вождения четкий ритм, акцентирование сильной доли, а также исполь-
зование сигнальности. Эти сигналы, как и слова в речи, наделяются
определенным конвенциональным значением [50]. Отметим, что в стро-
евом уставе каждый прописанный нотами трубный сигнал несет свою
16