Page 17 - Технология формирования навыков исполнения строевых песен у учащихся кадетских учебных заведений
P. 17

нова говорит о мобильности жанровых признаков, указывая на то, что
«неопределенный облик жанровых компонентов — специфическая осо-
бенность любого жанра, который всегда обладает либо относительно
неопределенными, либо вариабельными качествами или признаками,
способными к взаимозаменяемости, и это характеризует суть самого
жанра». [102, с. 124].

   Обобщая рассмотренные позиции авторов, можно сделать следую-
щие выводы:

   1.	 «Жанр является многосоставной, совокупной генетической струк-
       турой, своеобразной матрицей, по которой создается то или иное
       художественное целое» [50, с. 94—95].

   2.	Жанр в музыковедении определяется как многозначное понятие,
       характеризующее исторически сложившиеся роды и виды музы-
       кальных произведений в связи с их происхождением и жизнен-
       ным назначением, способом и условиями (местом) исполнения и
       восприятия, а также с особенностями содержания и формы [103].

   3.	Жанр, как определенный класс музыкальных явлений, имеющий
       специфическое содержание и стилистическое воплощение, может
       содержать те или иные его разновидности.

   В музыковедении, в зависимости от того или иного фактора, опре-
деляются различные системы классификации жанров. Например,
В.А. Цуккерман выдвигает на первый план фактор содержания и пола-
гает, что жанр выражает типизированное содержание [85]. А.Н. Сохор
рассматривает в качестве такой доминанты общественное бытова-
ние, т.е. жизненное предназначение музыки и обстановку ее исполне-
ния и восприятия [82]. В качестве первичных музыкальных жанров
В.А. Цуккерман выделяет песню и танец [85]. В свою очередь С.С. Скреб-
ков говорит о трех жанровых типах — декламационности (связь со сло-
вом), моторности (связь с движением) и распевности [101]. Если опи-
раться на позицию С.С. Скребкова, то жанр строевой солдатской песни
может сочетать в себе два жанровых типа: декламационный и мотор-
ный. А.Н. Сохор прибавляет к специфике жанра сигнальность и зву-
коизобразительность, автор также большое внимание в определении
специфики жанра уделяет ритму [82].

   Так как строевая солдатская песня вышла из недр фольклора, то,
рассматривая ее жанровую специфику, следует обратиться к работам
авторов-фольклористов. Прежде всего обратимся к классификациям

                                               15
   12   13   14   15   16   17   18   19   20   21   22