Page 16 - Технология формирования навыков исполнения строевых песен у учащихся кадетских учебных заведений
P. 16

по сути, и есть непосредственная связь музыки с реальной жизнью, с
ее различными жизненными функциями» [50].

   Рассмотренные выше позиции авторов по становлению военной или
солдатской песни позволяют еще раз обратиться и к тем работам, в кото-
рых раскрываются особенности фольклорных жанров, так как солдат-
ская песня, как указывалось выше, часто относится исследователями к
фольклорному жанру. Так И.И. Земцовский рассматривает фольклор-
ные жанры через деятельностный подход, так как проявление фоль-
клорного жанра связано с непосредственной его представленностью во
вне. Фольклорный жанр обладает, по мнению данного автора, внеш-
ней, социальной представленностью и внутренней, которая проявля-
ется через систему интонационных особенностей жанра [97].

   Автор многочисленных исследований по фольклору Т.И. Калуж-
никова, опираясь на работы С.Б. Адоньевой [99], указывает на основ-
ные особенности фольклорного музыкального жанра, а именно: на
социальную ситуацию, социальную характеристику, количественную
характеристику субъектов высказывания, на содержание высказыва-
ния, стилистику фольклорного высказывания и определенные (мен-
тальный, коммуникативный и социальный) контексты [100]. Фольклор-
ный жанр, по мнению. Т.И. Калужниковой, обязательно включает опре-
деленную целевую установку, прагматическую основу, вытекающую
из нее функцию фольклорного жанра, которая тесно связана с семан-
тикой. Однако поскольку семантика может быть различна в конкрет-
ных художественных продуктах, то в фольклоре существует разновид-
ность того или иного жанра [100]. О разновидностях жанра говорит в
своих работах А.Н. Сохор, который выделяет в кластере «жанр» непо-
средственно классы жанров (по бытованию жанра), группы жанров (в
каждом классе по характеру содержания и стиля) и жанровые разно-
видности (в каждом классе) [82].

   В исследованиях М.Г. Арановского, посвященных структуре музы-
кального жанра, доказано, что при наличии определенных стабильных
признаков, образующих структуру музыкального жанра, возможны и
другие жанровые трансформации, что составляет основу жанрового
инварианта и варианта [2]. К такому варианту, по мнению М.Г. Ара-
новского, можно отнести и так называемую жанровую разновидность
той или иной группы музыкальных жанров. Эти же идеи обнаружи-
ваются в исследованиях искусствоведов. Так, например, М.Л. Карма-

                                                14
   11   12   13   14   15   16   17   18   19   20   21