Page 15 - Технология формирования навыков исполнения строевых песен у учащихся кадетских учебных заведений
P. 15

Авторы считают, что в трактовке содержания понятия «жанр» можно
увидеть различные подходы. Так А.Г. Коробова считает, что жанр бази-
руется на таких основаниях, как явление, понятие, термин [39]. Однако
как полагает автор, установление стабильной связи между компонен-
тами этой триады затруднено в силу их исторической подвижности.
Сами эти факторы являются феноменами разного порядка (к примеру,
форма и место исполнения), могут наполняться многообразным содер-
жанием и функционировать с разной степенью взаимной обусловлен-
ности. Согласно мнению А.Г. Коробовой понятие «музыкальный жанр»
отражает основную проблему музыковедения и музыкальной эсте-
тики — взаимосвязь между внемузыкальными факторами творчества и
его сугубо музыкальными характеристиками [39]. «Жанр — это опре-
деленный тип музыкального произведения, в рамках которого может
быть написано неограниченное число сочинений. Музыкальный жанр
является одним из важнейших средств художественного отождествле-
ния» [34, с. 386].

   А.Н. Должанский трактует жанр как разновидность музыкальных
произведений, которая определяется по различным признакам: харак-
теру, составу исполнителей, строению, обстоятельствам исполнения [23].
Последний предлагаемый А.Н. Должанским критерий (обстоятельство
исполнения) схож с теми, на которые обращает внимание В.А. Цуккер-
ман, Л.А. Мазель, А.Н. Сохор. В работах уже цитируемого автора —
В.А. Цуккермана указывается, что важнейшим в жанре является фак-
тор содержания [85]. Типизация музыкального содержания при опре-
деленной музыкальной форме отображает суть понятия «музыкальный
жанр» [34].

   Е.В. Назайкинский говорит, что жанры отличаются друг от друга
особенностями содержания и формы, а вызваны эти отличия жизнен-
ными и культурными целями, своеобразными у каждого жанра [50]. Этот
же автор указал, что «жанр — это целостный типовой проект, модель,
матрица, канон, с которым соотносится конкретная музыка» [50, c. 106].

   В трактовке «жанр» Л.А. Мазеля подчеркивается историческое осно-
вание этого понятия. История появления жанров музыки связана, по
мнению Л.А. Мазеля, с бытом человека, автор отмечает, что «в далеком
прошлом почти все музыкальные произведения были теснейшим обра-
зом связаны с бытом, их породившим» [46, с.43]. Эти же идеи встреча-
ются в работах Е.В. Назайкинского, который пишет, что «жанр — это,

                                               13
   10   11   12   13   14   15   16   17   18   19   20