Page 14 - Технология формирования навыков исполнения строевых песен у учащихся кадетских учебных заведений
P. 14

«Буквальное значение греческого и латинского genos/genus в
немецком языке передается словом gattung, в итальянском — genere, в
испанском — genero, в английском — genre. Французское слово genre
произносится почти как русское жанр» [50, с. 93]. Жанр в переводе с
французского означает — «род», «вид» [39, с. 11]. Рассматриваемый
термин — жанр, таким образом, имеет долгую историю и связан с
важнейшим понятием рода в смысле порождения, происхождения,
наследования, а также с отношениями родства и объединения род-
ством [39].

   Понятие «жанр» трактуется и как: «целостная родо-видовая модель
(генотип) музыкальной деятельности или музыкального произведения,
отличающаяся исторически подвижной координацией общих черт содер-
жания, построения и прагматики (на основе доминирующего признака),
детерминированная соотнесением с другими компонентами жанровой
системы искусства эпохи, функционирующая как субъект историче-
ского существования музыки и как объект теоретической рефлексии»
[39, с. 27].

   Содержание понятия «жанр» имеет разные трактовки у авторов. Так
Л.А. Мазель трактует музыкальный жанр как «род и вид музыкального
произведения, исторически сложившийся в связи с определенным жиз-
ненным назначением музыки, в связи с ее различными социальными
(в частности, социально-бытовыми, социально-прикладными функци-
ями») [46, с. 32]. А.Ф. Камаев в одной из своих работ указал на то, что
«жанр является показателем определенного музыкального произведе-
ния с тем или иным событием или с той или иной функцией в жизни
человека» [32, с. 57]. Эти же идеи встречаются и в работах В.А. Цук-
кермана, который пишет, что «жизненное предназначение музыкаль-
ных жанров, понятое в самом широком смысле, связано с запечатле-
нием самых разнообразных сторон человеческой жизни через различ-
ные типы музыкальной выразительности» [85, с. 61].

   Сложность и многозначность понятия «музыкальный жанр» опре-
деляется тем, что не все его характеристики, указанные различными
авторами, наблюдаются в том или ином конкретном случае, кроме того,
сами эти характеристики не являются однозначными. В одной из своих
работ А.Н. Сохор пишет, что «до сих пор нет общепринятого опреде-
ления самого понятия, ни единой классификации музыкальных жан-
ров» [82, с. 39].

                                               12
   9   10   11   12   13   14   15   16   17   18   19