Page 13 - Технология формирования навыков исполнения строевых песен у учащихся кадетских учебных заведений
P. 13
по мере ее становления и развития приобретала черты, отличающие ее
от походной песни: при характерном массовом исполнении, специфиче-
ской вокальной манере и маршевом темпе — всем тем, что характерно
для походной, — строевая характеризовалась четким фиксированным
темпом, подчеркнуто утрированной манерой исполнения в строю, выде-
лением сильных долей песни, определенной спецификой слов и текста,
меньшим объемом содержания [60].
Позже, уже в ХХ в. все черты строевой солдатской песни стали
браться на вооружение композиторами, которые специально созда-
вали такие песни для солдатских маршей. Как и в народной строе-
вой солдатской песне, в песне, сочиненной композиторами, ощущался
синтез народно-бытовой, походной и солдатской песни. При этом все
характерные черты такой песни полно воплощались авторами в данном
жанре.
Солдатские строевые песни входили обязательным репертуаром в
учебную и внеклассную работу различных военных учебных заведе-
ний России. Офицеры, приходя в полк, могли в свободное от службы
время разучить с солдатами строевую песню. В программу внеклассной
работы многих кадетских корпусов с 90-х годов XIX в. входило разучи-
вание кадетами определенного репертуара военных, солдатских стро-
евых песен. Эта же традиция обнаруживается и в современное время,
когда во внеклассных занятиях учащиеся кадетских учебных заведе-
ний разучивают строевые песни для проведения определенных меро-
приятий: воинских ритуалов, торжественных маршей, смотров строя
и песни и т.д.
Кратко обозначив основные вехи в становлении и развитии строе-
вой песни, обратим внимание на ее жанровую принадлежность, хотя
в приведенных материалах монографии было указано, что эта песня
вышла из жанра народной песни. Ее становление связано с жанром
походной песни, но в строевой и походной песне имелись не только
сходные и отличные черты.
Для выяснения жанровой основы и жанровой принадлежности сле-
дует рассмотреть такое сложное и многомерное понятие, как «музы-
кальный жанр». В справочной литературе (словарях, энциклопедиях)
жанр определяется как «вид музыкального произведения, которому
присущи определенные черты содержания, который связан с опреде-
ленным жизненным назначением и типом исполнения» [9, с. 384].
11