Page 12 - Технология формирования навыков исполнения строевых песен у учащихся кадетских учебных заведений
P. 12

ческие песни, воспевающие воинскую доблесть и честь русского воин-
ства, дружбу, чувство товарищества, например: «Здорово, брат служи-
вый», «Вы, матросики, батюшки», знаменитая сегодня строевая песня
«Солдатушки, бравы, ребятушки» [72], которая включена в программы
многих уроков музыки, и в частности уроков музыки по программе,
разработанной под руководством Д.Б. Кабалевского.

   Уже в те годы в походных песнях можно зафиксировать черты, прису-
щие современным строевым песням: акцентный маршевый ритм, звон-
кие фанфарные обороты, сигнальные фанфары, основанные на смене
функций доминанты и тоники, четкое квадратное строение. В акком-
панементе песен применялись такие инструменты, как бубны, ложки и
бунчук — они украшались различными цветными ленточками, шнур-
ками, кистями. Эти инструменты постоянно применялись при испол-
нении походных солдатских песен, их брали с собой и использовали
при передвижении в строю. Походные песни, исполняемые непременно
с бубном в строю и под шаг, с присвистыванием и пристукиванием.
Такое исполнение во многом поднимало настроение и боевой дух сол-
дат. Большинство походных песен также характеризовалось наличием
широко развернутого сольного запева, совпадением первого предло-
жения песенной строфы с последующим хоровым вступлением, ярко
контрастирующим звучанием сольного запева.

   В солдатских походных, исполняемых в строю песнях применялись
приемы имитационной переклички. Фраза, начатая верхним голосом,
подхватывается далее — обычно в варьированном изложении — ниж-
ними голосами (это наблюдается в таких известных нам сегодня стро-
евых песнях, как «Взвейтесь, соколы, орлами», «Бородино»). Поход-
ные песни исполнялись в движении и в строю во время многочислен-
ных пеших походов.

   Широкое распространение походная солдатская песня получила во
время походов войск при передвижениях и на маршах. Походная песня,
(как и строевая) исполняется в движении, в сочетании с шагом, имеет
определенную жизненную направленность, сопровождает происходя-
щие жизненные события, процессы и явления военной среды, подчерки-
вает объединяющую силу воинского подразделения, коллектива, имеет
смысловое и идейное содержание [60].

   Итак, строевая песня зарождалась в недрах походной солдатской
песни, а солдатская песня является жанром народной. Строевая песня

                                               10
   7   8   9   10   11   12   13   14   15   16   17