Page 10 - Подвижные игры народов Урала
P. 10
играм в этом сборнике было уделено особое место: В. Н. Всеволодский-Гернгросс предло-
жил рассматривать их как «игры-состязания простые» и «игры-состязания с вещью», под-
черкивая, что и те и другие могут рассматриваться как средство тренировки физических
или умственных способностей.10
В целом, заданная в первой половине ХХ века логика представления материалов о под-
вижных играх сохраняется и сегодня: наряду с многочисленными исследованиями фоль-
клористов и этнологов, обращающихся к семантике отдельных игр, реконструкции их
мифологических значений (работы Т. А. Бернштам, К. А. Богданова, В. В. Иванова, В. Н. То-
порова, М. П. Чередниковой и др.), существуют работы педагогов, в которых делается по-
пытка систематизировать научные материалы и сделать их основой для практической рабо-
ты (работы В. И. Прокопенко, В. П. Красильникова и др.; сборники, посвященные описанию
подвижных игр народов СССР).
В последние десятилетия игровым практикам стало уделяться особое внимание. Появи-
лось множество энциклопедий игр, в которых представлены как народные традиции, так
и современные варианты. К сожалению, большинство из них воспроизводят один и тот
же сравнительно небольшой набор игр. Нельзя не согласиться с М. А. Ключевой, которая
пишет о необходимости научного изучения народных игр как условия их «реабилитации и
пропаганды».11
В то же время педагоги сталкиваются с определенными сложностями при обращении
к народным играм, связанными с характером их бытования и местом в народной культу-
ре. Потенциал игр раскрывается только в контексте культуры, в которой они возникли, в
тесной связи с передаваемым из поколения в поколение духовным опытом народа. Дей-
ствительно, многие подвижные игры возникли как имитационные, воспроизводящие про-
изводственные процессы. Так, например, охотники-ханты перед открытием охотничьего
сезона состязались в перетягивании палки или веревки; оленеводы перед тем, как отпра-
виться кочевать весной по тундре или по возвращении в стойбище осенью, соперничали в
метании арканов, прыжках через нарты, что можно рассматривать как отголоски древних
верований и охотничьей магии. Конечно, современному человеку эти представления не из-
вестны, но без обращения к ним введение народных игр в актуальные образовательные
практики становится обессмысленным и механическим.
Сложность представляют и предметы (атрибуты) некоторых народных игр, которые
изготовлялись вручную, зачастую в процессе подготовки к промысловой деятельно-
сти. Об этом, в частности, упоминает В. П. Красильников, описывая игровой инвентарь
хантыйских детей: «...шурышкарские ханты использовали для игры в кольца (“Кусы”)
металлические грузила от рыболовецких сетей и шесты для их просушки, а ваховские
ханты прыгали в высоту с помощью шестов для управления оленьей упряжкой (хоре-
10 Всеволодский-Гернгросс В. Н. Введение // Игры народов СССР: Сборник материалов, составленный В. Н. Всеволод-
ским-Гернгроссом, В. С. Ковалевой и Е. И. Степановой / введение В. Н. Всеволодского-Гернгросса, предисл. Н. Маторина. –
М.-Л.: Academia, 1933. – С. L.
11 Ключева М. А. Народные подвижные детские игры: опыт типологии: дисс... канд. искусствоведения. – СПб., 2008.
9