Page 11 - Подвижные игры народов Урала
P. 11
ев)».12 Сегодня педагогу они недоступны, следовательно, необходимо искать современ-
ные эквиваленты или предметы-заменители.
Типология подвижных игр
На протяжении многолетнего изучения учеными подвижных игр сложились классифи-
кации, позволяющие группировать фольклорно-этнографический материал по различным
основаниям: по половозрастному критерию, по условиям бытования игры, по отдельным
элементам игрового действия, по содержанию игры. Так, пол игроков оказывает влияние на
характер физических движений и предметы, используемые в игре (они различны у мальчи-
ков и девочек). Ход игры зависит от характера распределения ролей в игре. Игры класси-
фицируют по характеру движения (бег, прыжки, борьба, метание) или по использованию
словесных/музыкально-поэтических текстов.
В. Н. Всеволодский-Гернгросс, например, предложил такую классификацию: драмати-
ческие, спортивные и орнаментальные. К драматическим играм ученый отнес игры, вос-
производящие производственные процессы (охотничьи, скотоводческие или земледельче-
ские) или бытовые ситуации, в ходе которых участники исполняли «роли» зверя, птицы
или человек; к спортивным им были отнесены собственно подвижные игры (они, в свою
очередь, различались как «состязания простые» и «состязания с вещью»); к орнаменталь-
ным играм – игры с разработанным хореографическим элементом (например, хороводные).
В то же время есть игры, которые в силу сложности можно отнести как к спортивным, так и
к драматическим играм (например, Городки» связаны с военным делом).
Из предлагаемых современными исследователями классификаций народных игр выде-
лим типологию М. А. Ключевой, в основе которой лежит тип конфликта, или характер со-
стязательности, определяющий распределение ролей и взаимоотношения игроков. Состя-
зательность возникает при условии, что имеется не менее двух игроков, каждый из которых
заинтересован в своей победе.
Например, игроки-соперники соревнуются в наилучшем исполнении какого-либо дей-
ствия: в беге наперегонки, в метании палки и пр. Или участвуют команды-«противники»,
победа одной стороны автоматически означает проигрыш другой. Сюда относятся т.н.
игры-преследования (прятки, догонялки) или игры с ведущим, который загадывает загад-
ки, дает задания игрокам или какими-то иными способами организует испытание.
В целом многими современными этнографами констатируется, что единой общеприня-
той классификации народных игр на сегодня нет.
Игры и развлечения в календарных обрядах народов Урала
Игровая культура формировалась на протяжении всей истории народа, ярко отражая
его прошлое, мировоззрение, деятельность, ценностные ориентации. Народные игры не-
отделимы от традиций воспитания и социализации детей. Игра была включена в реальную
12 Красильников В. П. Игры и состязания в традиционном физическом воспитании хантов. – Екатеринбург: Изд-во Рос.
гос. проф.- пед. ун-та, 2002. – С. 82.
10