Page 12 - Подвижные игры народов Урала
P. 12
жизнь общины, являясь составной частью быта крестьян (и детей, и молодежи, и взрос-
лых), являлась частью праздничной обрядовой календарной культуры. Особенности празд-
нично-игровой культуры, имеющие сезонный характер и связанные с хозяйственным и об-
рядовым календарем, со структурой семейных и общественных отношений, создали свой
набор форм игрового общения, игрового поведения детей, молодежи и взрослых.
Рассмотрим наиболее яркие проявления игрового начала в календарных обрядах наро-
дов, проживающих на Урале.
Общинная жизнь руководствовалась и строго регламентировалась ритмами годового
календарного круга. Участие детей в большинстве календарных праздников зимнего и ве-
сенне-летнего периода было обязательным, а многие календарные праздники начинались
с обрядовых действий, выполняемых детьми. Так, начало Святок (календарного времени,
православной общины, длящегося две недели от Рождества до Крещения) знаменовалось
обходом детьми домов односельчан с целью поздравления с Рождеством и сбора подарков и
сопровождалось пением Рождественского тропаря13 и колядок14. В уральских семьях детям
шили специальные красные мешочки для сбора подарков и угощения. Важно было успеть
первым прийти к щедрым и богатым односельчанам, проявить выдумку и фантазию в по-
здравлении, красноречивые дети поощрялись хозяевами особо. Каждый день дети сравни-
вали добытые «трофеи».
Зима – время игр. Например, в татарских селах Свердловской области с началом зимнего
периода связаны подвижные игры с мячом и самодельной клюшкой (аналог хоккея). Игра-
ли мячиками, свалянными из коровьей шерсти или сшитыми из остатков ткани. Катались
на самодельных лыжах или просто в самодельной обуви, сшитой из коровьих шкур мехом
наружу. В каждом доме были санки и самодельные катушки для горок. Пока не наступали
сильные морозы, дети играли на улице часами, забегая только перекусить.
Особого размаха зимние игры достигали в период Масленичной недели, которая также
начиналась с детских игр – с игр, предназначенных для детей. В масленичный цикл входил
большой комплекс предписаний и обычаев. Начиная с понедельника масленичной недели для
детей отстраивались горки. В этот же день начинались катания на лошадях, длящиеся всю
неделю. Традиционным для старожильческих районов Урала был взятие снежного городка.
На Урале повсеместно бытовала традиция устраивать на Масленицу «борские круги», где
юноши и мужчины боролись на опоясках. Начинались круги с младших ребят, выявляя са-
мых сильных и ловких из них, подростки осваивали принципы народной борьбы, состязаясь
друг с другом и после, наблюдая за старшими членами общины. Борьба на опоясках пред-
ставляла собой борьбу с фиксированным захватом за опояску, которая повязывалась через
правое плечо, перекручивалась на боку и повязывалась вокруг талии. Состязания проходили
по следующей системе: победитель оставался в кругу, и к нему выходил следующий борец.
В заключение широких масленичных гуляний проводились бои «стенка на стенку», где парни
и мужчины вставали плечом к плечу, образуя так называемую стенку напротив другой такой
13 Тропарь – в православной традиции – краткое молитвенное песнопение, в котором раскрывается сущность праздника.
14 Колядки (коледовки, колядные песни) – календарные обрядовые песни славян, исполняемые по преимуществу в период
Святок.
11