Page 6 - Подвижные игры народов Урала
P. 6
Игровые практики тесно связаны с календарно-обрядовыми традициями и были вписа-
ны в годичный круг. Все народы объединяло понимание игры как действия, не претенду-
ющего на тяжелую работу и доставляющего людям веселье и удовольствие. Считается, что
народные игры восходят к языческим культам. Например, в русской традиционной куль-
туре празднования в честь Костромы, Коляды или Ярилы сопровождались безудержным
весельем, песнями и играми.
Народные игры отличали подражательность и состязательность. Например, для игр,
«персонажами» которых выступали животные, миметическая (подражательная) функция
повадкам зверей выступала в качестве одной из главных и выступала в качестве одного
из элементов охотничьем магии. В детских играх большое место уделялось подражанию
взрослым – охотникам, рыболовам, земледельцам. Известны игры северных народов, в ко-
торых дети изготовляли приспособления, похожие на те, что их отцы использовали на охо-
те («пленки» для ловли куропаток, «морды» для ловли рыбы, «садки» для ловли уток). Кре-
стьянские дети подражали пахарям, что может рассматриваться как подготовка к взрослой
жизни. Подготовка будущих воинов тоже начиналась с колыбели. Известны случаи, когда в
колыбель мальчику клали оружие, чтобы воспитать будущего воина.
Состязательность, как одно из важнейших качеств игры, лежала в основе организации
ритуальных практик древних греков и римлян. Как известно, агон по-гречески означает
«спор», «соревнование», «состязание». В Древней Элладе агональный дух пронизывал все
стороны жизни – от театральных представлений или спортивных состязаний до взаимоот-
ношений богов на Олимпе. Знаменитые Олимпийские игры, проводившиеся в честь бога
Зевса, восходили к древнейшим погребальным ритуалам. Проведение игр в Олимпии, где
находилось святилище Зевса и главный храм в его честь, начиналось с жертвоприношений
богам, ритуальных действий, после которых проводились спортивные состязания в беге,
прыжках в длину, метании копья и диска, борьбе. Можно также вспомнить о рыцарских ри-
сталищах или городских праздниках эпохи Средневековья, на которых состязались в силе и
ловкости. Религиозные праздники сопровождались, в том числе массовыми увеселениями,
в числе которых обязательно были разнообразные состязания.
Задача нашей книги – представить педагогам адаптированный этнографический матери-
ал, посвященный подвижным играм народов Урала.
Мы не ставили своей целью представить только те игры, которые бытовали на Среднем
Урале в XVIII или XIX веке. В силу сложных миграционных процессов, происходивших в
ХХ веке, многие игры, свойственные жителям одних губерний, становились знакомы жи-
телям других регионов. С другой стороны, со второй половины XIX века этнографами и
педагогами проводилась огромная работа по сбору и публикации описаний детских игр и
развлечений, связанная с осознанием ценности детства как важнейшего периода человече-
ской жизни, когда происходит освоение духовных начал этнической культуры. Педагоги на
протяжении всего ХХ века использовали в своей работе предлагаемый материал, что позво-
ляет говорить о еще одном пласте не в полной мере известных сегодня игр и необходимости
его актуализации.
5