Page 9 - Подвижные игры народов Урала
P. 9

ка делается живее, впечатлительнее, острее, приучается быстро соображаться с обстоятель-
ствами, находить выход их затруднительного положения».8

   Не потеряли актуальности размышления Е. А. Покровского о том, что в подвижных
играх, в отличие, например, от гимнастики, в которой он видел много искусственного, про-
является инициатива детей, они приучают к дисциплине, развивают умение согласовывать
свои желания с желаниями других: «Во время игры ... приходится строго соблюдать ... пра-
вила, в пределах их сдерживать свои порывы, привыкать к терпимости, терпению и настой-
чивости. ... Во время игры молодежь воспринимает первые семена наиболее разумного об-
щежития, приучается к наилучшему порядку и к строгой, но разумной дисциплине. Вместе
с тем, ребенок убеждается здесь, что все удовольствие его в игре состоит в том, чтобы он,
как и каждый из участников, строго выполнял взятую им на себя роль, иначе он должен
быть удален из игры как нарушитель ее, и вместе с тем лишиться также и собственного удо-
вольствия – участия в этой игре. ... Нет лучшего средства для обуздания излишнего тщес-
лавия, самомнения и всяческой распущенности детей, как правильно поставленная игра».9

   Сложилась определенная традиция описания и представления в научной и методиче-
ской литературе материалов о детских подвижных играх. Начиная с XIX века о народных
играх можно найти многочисленные упоминания в этнографических работах: например, во
втором томе записок И. П. Сахарова «Сказания русского народа» (1837) есть «сказания о
русских народных играх» или в фундаментальном труде А. В. Терещенко «Быт русского на-
рода» (1848) представлен материал о народных «забавах». Вехой на этом пути были работы
Е. А. Покровского, в которых он обобщил материал о русских народных играх. Разнообраз-
ные этнографические описания позволили создать своеобразную панораму игровых тра-
диций и сформировали отдельное направление в фольклористике, описывающее культуру
детства в самых разных контекстах: историческом, возрастном, обрядово-мифологическом,
ситуативном, коммуникативном, знаково-символическом.

   В начале XX века в Петербурге вышла переводная с немецкого книга Г. Вагнера и К. Фрейе-
ра «Детские игры и развлечения» (1902), в которой приводились не только описания подвиж-
ных игр, но и давались разнообразные рекомендации для юных натуралистов (от ухода за
комнатными растениями до описания простых физических и химических опытов). В «Сбор-
нике подвижных игр на открытом воздухе» (1912), собранных А. Ф. Тороповым, были пред-
ставлены более двухсот игр для проведения как на открытых площадках, так и в помещениях
(домашние игры). Подвижные игры были представлены в приложениях к женским журналам,
в методических журналах («Детский сад», «Воспитание в семье и школе» и др.). Тем самым
педагоги и родители получали «ответ» на запрос об организации детского досуга.

   В советское время был выпущен сборник материалов «Игры народов СССР», составлен-
ный В. Н. Всеволодским-Гернгроссом, В. С. Ковалевой и Е. И. Степановой, в котором была
предложена классификация народных игр, не потерявшая значения и сегодня. Подвижным

8 Покровский Е. А. Детския игры и гимнастика в отношении воспитания и здоровья молодежи: доклад, читанный в IV
секции (школьной) Русскаго общества охранения народнаго здравия в С.-Петербурге. – Москва: Типолитография В. Ф.
Рихтер, 1893. – С. 34.
9 Там же. С. 35.

8
   4   5   6   7   8   9   10   11   12   13   14