Page 7 - Подвижные игры народов Урала
P. 7
В нашей книге мы постарались представить материалы, которые позволяют судить о ха-
рактере народных игр и могут быть использованы современными педагогами. Мы в данном
случае руководствовались идеями Е. А. Покровского, который писал: «Многие из детских
игр имеют так много сходства между собою, несмотря на различие национальностей, сто-
ящих теперь иногда очень далеко друг от друга как по культурному развитию, так и по ге-
ографическому положению. ... Вот эти-то стороны игр, в которых передается из рода в род,
из века в век, от одного народа к другому что-то общее, свойственное, занимательное и
поучительное для детей всех времен, всех рас и племен, всех религий и ступеней культур-
ного развития, – и несет на себе признаки общечеловеческого, историко-образовательного
значения детских игр».5
Теоретической основой нашей работы стали исследования, посвященные анализу роли
народных игр в развитии личности ребенка.
Вхождение ребенка в мир культуры осуществляется через овладение нормами и приоб-
щение к ценностям культуры в ходе коммуникации с детьми и взрослыми. Освоение окру-
жающего мира происходит в предметно-практической деятельности. О деятельностном ха-
рактере освоения мира культуры писали Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн,
Д. Б. Эльконин и др.
Ведущий вид деятельности – деятельность, развитие которой определяет наиболее важ-
ные изменения в психических процессах и психологических особенностях личности – за-
висит от возрастных особенностей ребенка: в младенчестве особое значение имеет непо-
средственное эмоциональное общение с близким взрослым; в возрасте от года до трех лет
доминирует практическая деятельность, направленная на освоение окружающего мира; в
дошкольном возрасте (3–7 лет) в сюжетно-ролевой игре осваивается система социальных и
межличностных отношений; для младшего школьного возраста (7–11 лет) на первое место
выходит учебная деятельность, связанная с освоением новых знаний и приобретением со-
циального опыта; для подростков (11–17 лет) особое значение приобретает самопознание
личности в процессе общения и общественно значимая деятельность. На каждом из этапов
физическое воспитание ребенка является условием и основой успешного развития.
Важнейшим способом вхождения в культуру ученые называют игру. Историк и куль-
туролог Й. Хёйзинга в работе «Homo ludens» («Человек играющий») писал: «...мы можем
назвать игру ... свободной деятельностью, которая осознается как “невзаправду” и вне по-
вседневной жизни выполняемое занятие, однако она может целиком овладевать играющим,
не преследует при этом никакого материального интереса, не ищет пользы, – свободной
деятельностью, которая совершается внутри намеренно ограниченного пространства и
времени, протекает упорядоченно, но по определенным правилам и вызывает к жизни об-
щественные группировки, предпочитающие окружать себя тайной либо подчеркивающие
свое отличие от прочего мира всевозможной маскировкой»6.
5 Покровский Е. А. Детские игры, преимущественно русские. Изд. второе, исправленное и дополненное. – М.: Типолито-
графия В. Ф. Рихтер, 1895. – С. 21.
6 Хёйзинга Й. «Homo ludens». В тени завтрашнего дня: Пер. с нидерл. / Общ. ред. и послесл. Г. М. Тавризян. – М.: Издатель-
ская группа «Прогресс», «Прогресс-Академия», 1992. – С. 24.
6