Page 8 - Подвижные игры народов Урала
P. 8
Ученый подчеркивал, что для человека игра – это пространство свободы, она утрачивает
свой смысл, если носит признаки принуждения и насилия. Игра самоценна – ее цель не свя-
зана с конкретной пользой, выгодой, материальным интересом. Она проходит в ограничен-
ном пространстве (игровое пространство) и не может длиться бесконечно (время игры), у
нее всегда есть начало и конец. Устойчивость и повторяемость игровых форм определяют
их место в культуре: «Будучи однажды сыгранной, она остается в памяти как некое духов-
ное творение или ценность, передается далее как традиция и может быть повторена в лю-
бое время».7
Игра невозможна без партнеров-игроков. Установленные и принятые игроками правила
носят безусловный характер: они действуют для всех без исключения, не подлежат сомне-
нию, пересмотру или оценке. Если правила нарушаются, игра становится невозможной, а
нарушитель правил наказывается. Игра связана с ритуализацией и символизацией. В ней
используются церемонии, тайные знаки, особые костюмы, атрибуты. Она сродни драмати-
ческому действию со своей завязкой, кульминацией, развязкой. Игра всегда ориентирована
на удачу, выигрыш, победу, радость и восхищение.
Выделенные Й. Хёйзингой функции игры могут быть спроецированы и на отдельные
игровые ситуации, например, на детские игры, которые многими исследователями рассма-
триваются как способ приобщения к культуре.
Этнопедагогика – это раздел педагогической науки, предметом которой выступает исто-
рически сложившаяся у различных этносов практика воспитания и обучения. Особое место
в этнопедагогике занимает изучение народных игр, значение которых ученые связывают с
формированием ценностных ориентаций, развитием форм коллективного поведения. Во-
ображение и фантазия, логика и интуиция, морально-волевые качества проявляются при
приобщении к национальным традициям через игру.
Подвижные игры занимают в народной игровой традиции важное место, способствуя
физическому развитию ребенка. Они тесно связаны с формированием морально-волевых
качеств, составляющих основу нравственного поведения.
Подвижные игры отвечают потребности ребенка в двигательной активности. Русский
педагог и педиатр, теоретик физического воспитания Е. А. Покровский писал о тесной свя-
зи умственного и физического развития детей, проявляющихся в том числе в игре, когда
необходимо не просто соблюдать заданные кем-то правила, но относиться к происходяще-
му со всей серьезностью, присутствием духа, неутомимостью и настойчивостью. Он под-
черкивал значимость для развития ребенка приобщения к народной традиции как важней-
шего условия формирования черт национального характера (мы сегодня бы назвали это
формированием культурной идентичности).
Педагог и ученый, он неоднократно отмечал, что в играх ребенок «упражняет все части
тела», развивает способности к наблюдению и самонаблюдению, через приобретение на-
выков определения длины, веса, прочности предметов формируются такие качества, как
внимательность и сообразительность. Е. А. Покровский писал: «Благодаря играм ум ребен-
7 Там же. С. 20.
7