Page 15 - Подвижные игры народов Урала
P. 15

С наступлением дождливого времени года и холодов детские игры переносились в про-
странство жилища и подвижные игры ограничивались размерами дома, становясь более
спокойными. После первого снега снова начиналось время зимних игр и развлечений.

   Многие из описанных этнографами игр и развлечений сохранились вплоть до наших
дней.

       Методические рекомендации по организации и проведению подвижных игр
   В последнее время появились многочисленные работы, посвященные методике органи-
зации подвижных народных игр (работы Б. А. Ашмарина по теории и методам физического
воспитания, А. В. Кенеман – о проведении занятий на основе народных игр, М. Ф. Литвино-
вой – о народных играх с детьми дошкольного возраста, Н. В. Анушкевич и И. С. Николаев
обобщили требования к педагогу, использующему на своих занятиях народные подвижные
игры15).
   Общие рекомендации по организации и проведению подвижных игр можно представить
как описание требований к педагогу-организатору игры и как поэтапный процесс, включа-
ющий подготовку, проведение и поведение результатов игры.
   Требования к педагогу:
   – знание возрастных, физических и личностных особенностей детей, которых он вовле-
кает в игру;
   – знание правил игры;
   – умение выбирать игру в соответствии с возрастом и потребностями учеников, в зави-
симости от поставленных педагогических задач;
   – умение руководить игрой, в том числе и для того, чтобы предотвратить недостаточную
организованность, чрезмерную возбудимость, споры, нечеткое соблюдение правил.
   Процесс проведения игры можно разделить на несколько этапов.
   Подготовительный этап, на котором
   – определяются педагогические задачи;
   – подбирается игровой материал в соответствии с возрастными особенностями детей, их
развитием, физической подготовленностью, количеством детей;
   – учитывается форма занятий (урок физической культуры, перемена, занятия во внеу-
рочное время, в оздоровительном лагере);
   – определяется место проведения (зал, открытая площадка, бассейн, снежные площадки
и т.д.). При проведении игр на свежем воздухе необходимо учитывать состояние погоды:
при низкой температуре выбирается игра с активными действиями участников, малопод-

15 См., например: Теория и методики физического воспитания: Учеб. для студентов фак. физ. культуры пед. ин-тов по спец.
03.03 «Физ. культура» / Б. А. Ашмарин, Ю. А. Виноградов, З. Н. Вяткина и др.; Под ред. Б. А. Ашмарина. – М.: Просвещение,
1990; Детские народные подвижные игры: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей / Сост. А. В. Кенеман, Т. И. Осокина –
2-е изд., дораб. – М.: Просвещение; Владос, 1995; Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры – М.: Просвещение,
1986; Методика проведения подвижных игр / Сост.: Н. В. Анушкевич, И. С. Николаев – Барнаул: 2006.

14
   10   11   12   13   14   15   16   17   18   19   20