Page 5 - Подвижные игры народов Урала
P. 5

традиций народной культуры; способствует сплочению граждан на основе интереса к «по-
знанию своих народно-этических корней, национальных и самобытных традиций и обыча-
ев других народов, воспитание чувства национального достоинства, социальной справед-
ливости, патриотизма и ответственности за судьбу страны»2.

   В Якутске, в Республиканском центре национальных видов спорта им. В. Манчаары еже-
годно организуют фестиваль национальных видов спорта «Игры предков», в Калмыкии
возродили традиционные игры, описанные в героическом эпосе «Джангар», в Иркутской
области проходит традиционный праздник кочевых народов Евразии – Ёрдынские игры.

   В 2012 году в России учреждена Федерация исконных забав и этноспорта. Своей задачей
приверженцы этноспорта видят не просто популяризацию старинных спортивных игр и
забав, но обращение к историческому опыту народа, в котором различные формы физи-
ческой активности находились в непосредственной связи с другими видами деятельности
(обрядовой, трудовой, художественно-эстетической).

   Как отмечает А. В. Кыласов, бытовавшие в различных этнических традициях игры мож-
но условно разделить на несколько категорий: гимнастика и танцы; гонки (забеги, скачки,
езда в упряжках, заплывы, гребля на лодках или плотах); единоборства (борьба, кулачный
и палочный бой, бой с оружием, смешанный поединок); игровые состязания (поединки и
командные); логические игры (абстрактные построения фигур, чисел, букв); перетягивание
(каната, палки); поднятие тяжестей (камней, брёвен, мешков); прыжки (в длину или через
препятствие); стрельба и метание (ножа, топора, веника)3.

   Можно констатировать, что интерес к народным играм выступает и в качестве допол-
нительного стимула для педагогов, деятельность которых направлена на решение таких
воспитательных задач, как формирование культурной идентичности через приобщение к
народным традициям.

   Традиции – социальное и культурное наследие, передающееся от поколения к поколе-
нию и воспроизводящееся в течение длительного времени. Чтобы приобщение к народной
традиции4 было продуктивным, необходимо пройти сложный путь: от знания о традициях,
через понимание ее ценности для развития личности – к воспитанию чувства сопричаст-
ности этнической культуре и творчески-креативной деятельности. Педагоги обращаются к
фольклорным текстам и художественной литературе, учат изготовлять народную игрушку
и национальную куклу, обучают основам декоративно-прикладного искусства и знакомят с
музыкальными традициями, создают вместе с воспитанниками этнографические мини-му-
зеи. Обращение к народным играм и забавам занимают в этом ряду важное место. Однако
сложность состоит в характере этнографического материала, включить который в практику
современного образования без дополнительной адаптации к современным социокультур-
ным условиям практически невозможно.

2 Положение о фестивале «Кавказские игры» (утв. Минспортом России 28.04.2014, Минкультуры России 06.05.2014). URL:
http://regnews.org/law/ww/8y.htm
3 Кыласов А. В. Традиционные игры и этноспорт: общая классификация // Теория и практика физической культуры, № 8
(25), 2014. – С. 43.
4 Под народными традициями в нашей работе мы понимаем этнические основания культуры.

4
   1   2   3   4   5   6   7   8   9   10