Page 13 - Подвижные игры народов Урала
P. 13
же группы. Целью этого вида состязания было, проявляя командное единство и вкладывая
личные усилия, подбадривая друг друга криками и боевыми возгласами, наступая на проти-
воположную «стенку», вытеснить их за пределы «игрового поля». Правила ведения состяза-
ний были строго регламентированы старшими членами общины, нарушать договоренности
и этику мужских боевых правил запрещалось – нельзя было быть ниже пояса, доставать хо-
лодное оружие, действовать со спины. В конце каждого состязания разных возрастных групп
(бои начинались с младших и заканчивались взрослыми мужчинами) противники должны
были пожать друг другу руки и обняться в знак примирения и отсутствия враждебных чувств.
Состязания имели сугубо соревновательный характер, победивший получал всеобщее одо-
брение и славу лучшего борца до следующего «борского круга».
Состязательные мужские поединки проводились также и у других народов, проживаю-
щих на Урале, но связаны они были с другим календарным временем. Башкиры, татары и
марийцы в период весенне-летних календарных обрядов, связанных с посевными работа-
ми, также проводили поединки. Традиция башкирской и татарской борьбы «куреш» во вре-
мя Сабантуя (древнего тюркского земледельческого праздника, посвященного посевным
работам и проводимого до середины XX века до начала посевного периода) имеет архаич-
ные корни и многовековые традиции. Состязания и народные развлечения включали в себя
игры на ловкость, скорость, сноровку и физическую силу.
Из хорошо сохранившихся игр и состязаний, ежегодно наблюдаемых на национальных
праздниках, можем отметить ходьбу по наклонному бревну, бой мешками на бревне, бег,
лазание по вертикальному столбу, ходьбу на ходулях, скачки.
Особое внимание уделялось национальным состязательным поединкам – борьбе «ку-
реш». Борьба также проводилась в разных возрастных группах, начиная с мальчиков и юно-
шей, и достигала апофеоза и спортивного азарта во взрослой категории. Главный батыр,
оказавшийся победителем, носил этот почетный титул до поединков следующего Сабантуя.
Народная борьба и скачки также сопровождали праздник Ага-пайрем, связанный с древни-
ми аграрными традициями марийцев. Интересно, что на Урале, характеризующемся поли-
этничным смешанным населением, в народных состязаниях на этих праздниках принимали
участие борцы разных национальностей из соседних деревень.
Общими для народов Урала были некоторые обряды фенологического календаря, свя-
занные с очистительными ритуалами в весенне-летний период и посвященные пробужде-
нию сил природы. Повсеместно на Урале известны обряды зажигания костров и сжигания
соломы: на Масленицу или во время ледохода (праздник «Проводы льда»), перед Пасхой (в
Великий Четверг).
Старинная традиция собирать хворост и солому до Пасхи и жечь ночные пасхальные
костры удивительным образом сохраняется в праздновании Пасхи на территории совре-
менной Челябинской области, до сих пор каждый год дети, подростки и взрослые мужчины
собирают подручный материал для пасхальных костров. Сейчас это уже не деревянные ко-
леса телег, не солома и хворост, а резиновые покрышки, старые колеса и другой непригод-
ный в хозяйстве материал. Каждый год, по свидетельству очевидцев, в окрестностях горно-
12