Page 14 - Подвижные игры народов Урала
P. 14
заводского старинного города Миасса Челябинской области зажигаются многочисленные
пасхальные костры, и районы Миасса и соседний поселков собираются у костров и ревниво
наблюдают, чей костер выше и дальше уносит искры. Пасхальные костры готовятся загодя,
устраиваются на одном и том же месте из года в год, и практически все мужское население,
выросшее в старом Миассе, было причастно в разные годы к таким пасхальным кострам.
Пасха также отмечалась широкими гуляниями, когда молодежь собиралась, чтобы пои-
грать в игры. Из особо упоминаемых игр этнографы отмечали «городки», «бабки».
В праздничное время детские игры на улице достигали особого размаха. Если в буд-
ничные дни и взрослые, и дети больше были заняты домашними делами в соответствии
с возрастом и обязанностями, в праздники традиционно всё время отдавалось отдыху и
развлечениям. Играли в бабки, и в колышки, и в муху, и в различные подвижные игры
без инвентаря – в ляпки, догонялки, и в игры с песенками, когда за простыми словами и
действиями угадывались сложные трудовые процессы. Праздничное время позволяло
взрослым уделять внимание детскому досугу, обучая младших новым для них играм или
выступая в играх своеобразными судьями. Именно к этому времени относится повсемест-
но распространенная у разных народов Урала традиция играть в лапту. Играли и дети, и
взрослые, правила соблюдались неукоснительно, но уровень мастерства детей, конечно,
уступал уровню игры взрослых.
В особое, магическое время летнего солнцестояния, когда живая природа наполнялась
силой, человек пытался зарядиться этой энергией, к этому времени относятся архаичные
обряды праздника Ивана Купалы. С детской обрядностью праздника связан только момент
купания в росе детей. Считалось, что роса – это живительный, наполненный силой эликсир
земли, дающий человеку здоровье на многие годы. С магией этого времени было связано
еще одно поверье, сохранившееся на Урале – кто найдет цветок папоротника в лесу в ночь
Ивана Купалы, сможет открывать клады.
В летнее время, когда случалась засуха, проводились обряды вызывания дождя. Эти об-
ряды зафиксированы у русского населения Урала так же, как и у татар, башкир, марийцев.
В это время наряду с молением на поле все население от мала до велика обливали друг друга
водой, приговаривая специальные заклички на дождь. Дети входили в воду, играли в воде –
таким образом привлекая соответствующие силы природы.
Силы небес обожествлялись, и во время первого грома взрослые заставляли детей ку-
выркаться, независимо от того, в каком месте застал людей гром. Считалось, что человек,
проделавший подобные кувырки, будет весь год легок на подъем и здоров.
Осеннее время в календарном круге земледельца было наполнено тяжелой, но позитив-
ной работой, связанной с урожаем. И первые праздники поздней осени связаны с демон-
страцией трудной, но плодотворной работы в течение года – с ярмарками и народными
гуляниями. В момент съезжих праздников, когда дети вместе с родителями приезжали в
соседние села, у детей была возможность сыграть с местной ребятней в их игры и научить
их своим. Так происходило обогащение традиций игры, возникало необходимое детям раз-
нообразие в игровом «репертуаре».
13