Page 9 - Урал. Человек. Истоки/ Педагогический альманах. Книга 4
P. 9

8 ТЕМА «РОДНОЙ ОЧАГ»

определенным технологиям с целью развития социокультурной основы
человека, группы, общества.

    Мы будем рассматривать тренинг как
    – форму активного обучения, целью которого является передача зна-
ний, развитие умений и навыков;
    – метод создания условий для самораскрытия участников и самосто-
ятельного поиска ими способов решения проблем;
    – тренировку, в результате которой происходит формирование и отра-
ботка умений и навыков эффективного поведения.
    Иначе: тренинг – освоение новых знаний, навыков, формирование
отношения к ним, их роли, значению в ограниченный отрезок времени.
    В каждом социокультурном тренинге выделяется и оценивается пять
аспектов:
    1. Содержательный – освоение социокультурных категорий.
    2. Коммуникативный – развитие способности присоединяться к парт-
нёру по общению, быть терпимым и конструктивным в общении.
    3. Управленческий – умение управлять собственной деятельностью,
самоорганизация.
    4. Психологический – формирование мотивации учения, достижение
положительного результата в группе.
    5. Социокультурный – самоутверждение на основе накопления соци-
окультурного опыта взаимодействия
    Тренинг органически входит в структуру урока. С первого года обуче-
ния дети включаются в органичную развивающую систему, где каждый
последующий тренинг вытекает из предыдущего.
    Основными видами тренинга являются ресурсные круги, работа в
паре, в группе.
    При проведении ресурсных кругов следует придерживаться методичес-
ких рекомендаций, данных в поурочном планировании. Работа в группах
начинается с 1-го года обучения. Учащиеся работают в парах постоянного
состава, один из участников пары является лидером. Объединять детей в
пары следует с учётом модальностей восприятия мира, так, чтобы в паре
были учащиеся с разным ведущим каналом восприятия (аудиал – визуал,
визуал – кинестетик, кинестетик – аудиал). В четвертой четверти 2-го
года обучения учащиеся с разной модальностью, один из которых будет
постоянным лидером, объединяются в четвёрки постоянного состава. Ли-
дер – это тот ребёнок, которому группа доверяет высказать общее мнение,
он может организовать обсуждение на групповом этапе работы.
    Тренинги делятся на развивающие и оценивающие. Первые позволяют
осмыслить, наполнить социокультурную категорию, перевести знания
в личный опыт учащихся; оценивающие – позволяют оценить уровень
сформированности тех или категорий в сознании учащихся, определить
   4   5   6   7   8   9   10   11   12   13   14