Page 8 - Урал. Человек. Истоки/ Педагогический альманах. Книга 4
P. 8

А.И. Долгушина,
                                                                                  г. Ирбит

     Ìèð ðîäíîãî Óðàëà. 2-é ãîä îáó÷åíèÿ

                           Методический комментарий
    Рассматривая социализацию обучающихся как одну из задач совре-
менного образования, важно наполнить содержание учебных дисциплин
и построить процесс обучения таким образом, чтобы сориентировать
ребенка в современной социокультурной среде.
    Региональный проект «Урал. Человек. Истоки» позволяет ввести млад-
шего школьника в круг основных социокультурных ценностей, развить
внутренний мир ребёнка, помочь осознать себя деятельным субъектом
сохранения и приумножения духовного, нравственного и социокультур-
ного опыта Отечества.
    Социокультурный системный подход позволяет рассматривать обра-
зование школьников как индивидуально выраженный процесс, который
развивает ребенка не только интеллектуально, но и обогащает духовно.
    Во 2-м классе раскрывается смысл ценностей внешнего мира, в кото-
ром живёт и развивается ребёнок. При этом внимание акцентируется как
на изучении природно-культурного пространства родного края, так и на
осмыслении социальных связей. Заложенные в содержание программы
социокультурные ценности связывают воедино многие поколения ураль-
цев. Дети младшего школьного возраста по природе своей исследователи.
Любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать,
самостоятельно искать ответы на проблемные вопросы позволяют сделать
занятия творческими.
    Все категории условно объединены в группы по главам. На изучение
каждой главы отводится одна учебная четверть.
    Все категории представлены на разных уровнях.
    1-й уровень – личный опыт: то есть, что значит для конкретного чело-
века та или иная категория (семья, род, река и т.д.).
    На страницах своей Первой книги дети пишут сочинения о своей семье,
составляют портрет друга, рисуют наиболее полюбившиеся им уголки
природы, рассказывают о семейных реликвиях. Результатом этого явля-
ется включение ребенка в социокультурное пространство.
    2-й уровень – эти же категории рассматриваются на уровне микросо-
циума: что значит та или иная категория для родного села, для города,
для края?
    Основным инструментарием, применяемым в работе, являются актив-
ные формы обучения – социокультурные тренинги. Это высокоинтен-
сивное обучение, осуществляемое в виде практических упражнений по
   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12   13