Page 6 - Урал. Человек. Истоки/ Педагогический альманах. Книга 4
P. 6
«УРАЛ. ЧЕЛОВЕК. ИСТОКИ» 5
Отдельного разговора заслуживает освоение социального пространства.
По сути, мы ведем речь не только о пространстве общественных связей, но
шире – пространстве социокультурном, в котором любые взаимодействия
есть отражение ценностных установок личности.
В этом отношении особая роль отводится педагогическому взаимо-
действию. Современная педагогика наработала достаточно большой
арсенал средств организации учебной деятельности, дающих учащемуся
возможность не только проявить себя, но и научиться продуктивному
взаимодействию с товарищами и учителем. На это нацеливают занятия
по программе, опирающиеся на создание психологически комфортных
условий для индивидуальной и групповой работы. Не будем останавли-
ваться на принципах и условиях, лежащих в основе предлагаемых форм
работы. Они известны. Хотелось бы подчеркнуть только тот факт, что
учащиеся учатся жить в мире, где существует множественность мнений,
где собственное мнение не является единственным, а значит, нужно уметь
слушать и слышать других, вступать с ними в диалог.
Мы переходим к решению гораздо более сложных задач, чем просто
работа на уроке по определенной образовательной программе. Происхо-
дит нарабатывание социального опыта, столь необходимого в социальном
пространстве, являющегося основой успешного взаимодействия с окру-
жающими людьми. Так происходит переход от «узкого» пространства
класса к пространству социума.
Необходимо обратиться к категории «открытое образовательное про-
странство», по поводу которой сегодня много спорят педагоги, философы,
социологи. Одни говорят, что это пространство образования «для всех»,
понимая под этим обучение на протяжении всей жизни. Другие – что это
поле для взаимодействия различных социальных групп и институций.
Третьи подчеркивают принципиальную открытость современной куль-
туры, продуцирующей множественные смыслы, которые осваиваются в
ходе обучения-воспитания человека.
Работа учителя, не ограниченного рамками отдельно взятой дисцип-
лины, есть по преимуществу деятельность в открытом пространстве. И
при обращении к методическим разработкам педагогов это особенно остро
ощущается.
Опыт работы над проектом «Истоки» свидетельствует, что в процесс
освоения социокультурных категорий втягиваются не только дети и учи-
тель, ведущий занятия, но и родители, близкие родственники. В ходе их
взаимодействия становится возможным открытие истории семьи, «выра-
щивание» генеалогического древа. Открывая мир вместе со своими детьми,
родители учатся лучше понимать не только собственных детей, но и самих
себя. Это раскрывает идею образования на протяжении всей жизни.
Открывается не только пространство родной семьи. Происходит об-