Page 4 - Урал. Человек. Истоки/ Педагогический альманах. Книга 4
P. 4

Освоение регионального пространства:
                                 опыт и перспективы

    Мы традиционно используем понятие «единое образовательное про-
странство», имея в виду образовательное поле страны или региона; с
легкостью оперируем категорией «стратегия развития образовательного
пространства», определяя ее как направление движения. Кажется, что
эти понятия полностью описывают состояние современной школы. Но
как определить, что такое образовательное пространство? Можно ли ог-
раничить его стенами школы? Ответ не так прост, как может показаться
на первый взгляд.

    Понятие «образовательное пространство» может быть рассмотрено в
различных измерениях: как физическое (например, отдельного образова-
тельного учреждения), как ментальное (как то, о котором мы думаем, и
то, что мы представляем), как символическое (пространство, населенное
смыслами культуры, воплощенными в конкретные формы и предметы),
как социальное (пространство социальных связей). Взаимодействие этих
«измерений» и создает поле образования в его самом широком смысле.

    Традиционно мы используем понятия «пространство» и «место» как
синонимические, подразумевая, что пространство – это закрепленное в
физическом мире место, обладающее набором качеств – протяженностью,
связностью, непрерывностью и пр. Физическое образовательное про-
странство – это и существующее в определенном месте образовательное
учреждение, и сеть образовательных учреждений различного типа, объ-
единенных в систему образования.

    Ментальное пространство образования – это совокупность представ-
лений о том, чему и как мы учим. Его можно было бы назвать интел-
лектуальным пространством. В нем живут наши идеи о картине мира, о
составляющих ее образах реальности, которые есть у каждого человека
(взрослого или начинающего осваивать и осмыслять мир), способы и
средства представления и формирования картин мира. У ментального про-
странства образования есть различные проекции – в историю личности,
социума, культуры той или иной страны. В нем находит свое воплощение
история педагогической мысли как особая форма понимания цели и места
образования в формировании человека культуры.

    Символическое пространство – особая форма существования образо-
вательного пространства, в которой запечатлены смыслы культуры, кото-
рые «оживают», когда человек обращается к ним, стремится их понять и
принять. С некоторой долей допущения можно обозначить символическое
   1   2   3   4   5   6   7   8   9