Page 5 - Урал. Человек. Истоки/ Педагогический альманах. Книга 4
P. 5

4 ОСВОЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА: ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ

пространство как пространство «текста культуры» (Ю. Лотман), который
учится «читать» человек в процессе приобщения к ценностям культуры.

    Образование является и социальным пространством, поскольку, с од-
ной стороны, является одним из социальных институтов, с другой – транс-
лирует и воспроизводит характерные для общества социальные связи,
нормы и ценности.

    Все эти рассуждения могли бы остаться на уровне «чистых» теорий,
если бы не возникла педагогическая ситуация – необходимость освоения
пространства. В данном случае речь идет об освоении мира культуры
региона в русле программы «Урал. Человек. Истоки».

    Программа второго года обучения ориентирует учителя и его учеников
на освоение мира родного края (книга «Мир родного Урала»). Перед авто-
рами программы стояла задача через постепенное раскрытие физического
пространства (мир природы края) подойти к способам его продуктивного
освоения в процессе человеческой деятельности (мир уральских масте-
ров), обретая через открытие предметов и явлений смыслы человеческого
бытия. Проблема состоит лишь в том, чтобы найти адекватные формы и
педагогические приемы, которые могут позволить освоить данный учеб-
ный материал.

    В предлагаемых ниже учительских разработках уроков, использующих
активные формы обучения, интегрирующих групповую и индивидуальную
работу, по сути, в процессе со-творчества учеников и учителя, происходит
методическое наполнение высказанных ключевых идей.

    Процесс обучения по программе «Урал. Человек. Истоки» организуется
в соответствии с этапами освоения пространства и поэтому представля-
ет не только научно-методический, но и методологический интерес. Он
состоит в том, что все измерения пространства (физическое, ментально-
интеллектуальное, символическое, социальное) находятся в единстве. В
физическом пространстве классной комнаты происходит приобщение
к природе региона, существующей как образ, может быть, не до конца
оформленный и ясный, но реально присутствующий в сознании детей.
Иными словами: открытие реальности происходит на основе имеющегося
жизненного опыта детей, через сложную интеллектуальную и душевную
работу – к новому пониманию и осознанию мира. «Выходом» становится
не только новый взгляд на известное, но и новое знакомство с окружаю-
щим миром.

    Несколько иначе происходит освоение темы, связанной с уральскими
промыслами. Здесь возможен интересный педагогический ход – от мен-
тального пространства, которое открывается через приобщение к произ-
ведениям уральских писателей, через понимание ценности человеческого
труда, рождающего красоту, – к самостоятельному творчеству, будь то
работа над Первой книгой или создание поделок или рисунков.
   1   2   3   4   5   6   7   8   9   10