Page 89 - Урал. Человек. Истоки/ Педагогический альманах. Книга 4
P. 89
88 ТЕМА «УРАЛЬСКИЕ МАСТЕРА»
– Для чего крестьянские дома украшали росписью?
– Как относились члены семьи друг к другу?
Рассмотрите белую горницу. Подберите прилагательные – эпитеты,
сравнения, которые передают ваши чувства.
Роспись отражала единство с окружающей природой, радостное миро-
ощущение, любовь и заботу о близких, мечту о прекрасной жизни.
Кем были красильщики? Это были крестьяне, которые освоили ре-
месло. Ездили расписывать в свободное от полевых работ время: зимой
после Масленицы до посевной, осенью после уборки хлебов до посевной
озимых. У каждой артели красильщиков был свой путь. Часто своё ремес-
ло старшие передавали младшим, так складывались трудовые династии.
Расписывали дома мужчины, но нередко им помогали женщины. Красиль-
щиков хорошо знали в деревнях и тепло встречали. Почему?
4. Работа с учебником
Чтение статьи, ответы на вопросы, данные в параграфе.
Учитель: Рассмотрите, как расписаны прялки, бураки и туеса. Что вы
можете сказать о росписи предметов домашнего обихода? Они расписыва-
лись так же, как и стены дома. Особенно нарядно расписывались детские
прялочки. Их расписывали с обеих сторон, использовали растительный
орнамент, рисовали птиц. Прялка преподносилась в подарок невесте, на
прялках замужних женщин рисовали парные рисунки: симметрично распо-
ложенные цветы, птицы. Выполнялась роспись масляными красками, для
каждой краски – своя кисть. Орнамент делался сразу, без предварительных
набросков, в качестве мерки использовали ширину ладони, пальца.
6. Творческое задание
МК. Если ребята имеют достаточный уровень подготовки, то им
можно предложить творческое задание – расписать прялку или туесок
(шаблоны изготавливаются из альбомных листов до урока). Уральская
народная роспись довольно сложна в исполнении, требует навыка рабо-
ты с плоской кистью (работа двумя цветами). Если уровень подготовки
недостаточен, можно предложить ребятам составить рассказ об одном
из экспонатов по предложенному плану, стать экскурсоводом.
План рассказа об экспонате: Название вещи. Материал, из которого
выполнен предмет. Художественное описание росписи. Кому бы вы хотели
подарить этот предмет?
6. Подведение итогов
Какие подарки дарят в вашем доме? Что вам больше нравится: дарить