Page 88 - Урал. Человек. Истоки/ Педагогический альманах. Книга 4
P. 88

Занятие 7. «РАСПИСНОЙ ДОМ»  87

    • Мурзина И.Я., Наумова Т.М. Мир родного Урала: Учебное пособие
для начальной школы. – Екатеринбург, 2005. – С. 80–81.

ХОД ЗАНЯТИЯ

    1. Присоединение
    На нашем занятии для нас вновь гостеприимно открывает двери крес-
тьянский дом. Мы увидим расписанные с любовью стены и предметы
домашнего быта, услышим народные песни, почувствуем тепло, заботу и
любовь друг к другу членов большой и дружной семьи.

    2. Социокультурный тренинг (АФО) – ресурсный круг

    1) Подготовительный этап
    Мы отправляемся в далёкий девятнадцатый век. Пройдёмся по де-
ревенской улице, рассмотрим крестьянские избы. Главное украшение
дома – наличники. Они украшены резьбой с символическими знаками.
Заглянем в дом, где живёт большая дружная семья. Что мы видим, слы-
шим, чувствуем?

    2) Основной этап
    Дети по кругу заканчивают фразу «В крестьянском доме я вижу (слы-
шу, чувствую) …».

    МК. При проведении этого круга учитель может сделать выводы о
степени освоения категории «крестьянский дом», с которой дети рабо-
тали в 1-й четверти.

    3) Рефлексия
    – Возникло ли ощущение, что мы находимся в настоящей крестьян-
ской избе?
    – Чьи ответы помогли особенно ярко создать образ?

    3. Рассказ учителя об уральской домовой росписи

    Возникновение уральской народной росписи учёные связывают с
переездом на наши земли людей разных национальностей, вероиспове-
даний. Освоение новых мест, стремление к лучшей жизни делали людей
деятельными, сметливыми, предприимчивыми. Несмотря на суровые
природные условия, тяжёлый труд, простые люди на Урале жили более
зажиточно, чем в центральных областях России. Среди поселенцев было
немало красильщиков. Они нанимались красить и украшать росписью
ярмарочные ряды, лавки, балаганы. Охотно приглашали расписать свои
дома и зажиточные крестьяне.
   83   84   85   86   87   88   89   90   91   92   93