Page 85 - Урал. Человек. Истоки/ Педагогический альманах. Книга 4
P. 85
84 ТЕМА «УРАЛЬСКИЕ МАСТЕРА»
(Дети рассматривают произведения русских художников, читают
стихи о хлебе.)
2) Основной этап
Возьмите в руки колоски и образуйте круг. Представьте себя среди
хлебного поля, прислушайтесь к звукам, постарайтесь понять свои пе-
реживания. (Включается музыка.) Мы сейчас будем собирать воедино
наши колоски, создавая ваш образ поля. Созрел урожай, в поле колосится
пшеница. Всё готово к жатве. Закончите фразу «Я вышел в поле и вижу
(слышу, чувствую) …»
3) Рефлексия
– Возникло ли ощущение, что вы находитесь на настоящей ниве?
– Высказывания кого из ребят вам особенно помогли?
(Ребята садятся на места.)
Жатва, сенокос, перевоз хлеба с полей выполнялись одновременно
всеми жителями села. Общественные работы, где односельчане помогают
друг другу, назывались помочами. На помочах младшие имели возмож-
ность перенять трудовые навыки у лучших, сноровистых работников села,
старшие обменивались опытом, перенимали друг у друга самые удачные
приемы работы. Во время общественных работ воспитывалось особое
отношения к труду как добродетели.
4. Разучивание народной игры
Давайте и мы представим себя крестьянскими ребятами, которые
помогают взрослым в поле, рассказывают о своём труде, но не словами, а
жестами и мимикой. Мы поиграем в народную игру «Дедушка Сысой».
Правила игры.
Один из ребят выбирается ведущим. Он – дедушка Сысой. Все осталь-
ные дети договариваются о том, какой вид крестьянских работ они будут
выполнять. Как только ребята договорились, они подходят к ведущему
и говорят:
Дедушка Сысой,
Не тряси бородой!
Ты послушай, что мы скажем,
Посмотри, что мы покажем.
Ведущий – «Дедушка Сысой» отвечает:
Здравствуйте, детки. Где вы были намедни?
Дети: В чистом поле гуляли на воле, и ... (изображают жестами то дви-