Page 78 - Культурно-образовательное пространство города
P. 78

Вопрос о возможности использования потенциала
пространства города в воспитательных и образовательных
является одним из разрабатываемых в современной иссле-
довательской мысли. Понятие «потенциал» [от лат. potentia
– сила, возможность] характеризует совокупность условий,
средств, необходимых для инициирования, развития и
поддержания какого-либо процесса или явления. Актуаль-
ность понятия в исторической ретроспективе определялось
его семантической сочетаемостью. Так появлялись дефи-
ниции «классовый потенциал» (в терминологии научного
коммунизма характеризует ресурсы, находящиеся в распо-
ряжении какого-либо класса: пролетариат, интеллигенция);
«творческий потенциал» (в психологии и других науках
определяет новизну и интеллект в решении поставленных
задач); «электромагнитный потенциал» (в физике описы-
вает специфику электромагнитного поля). С началом гу-
манизации образования (в широком смысле, переход к
ценностям индивидуальности, обращение к личности; не-
догматичный характер культурно-образовательного про-
цесса) понятие «потенциал» стало осмысливаться педаго-
гикой. Современная гуманитарная парадигма оперирует
категорией «культурно-образовательный потенциал», под
которой понимают специфические особенности и функции
явления, которые используются субъектами образователь-
ного процесса для трансляции и освоения культурно зна-
чимых ценностей. Например, в ходе нашего исследования
мы выявили большой пласт работ, в которых уделяется
внимание культурно-образовательному потенциалу от-
дельных школьных и вузовских предметов, английскому
языку, в частности. Исследователи подчеркивают, что под-
готовка иноязычных специалистов не должна ограничи-
ваться формальными классическими образовательными
процедурами (запоминание языковых правил, фонетиче-
ская и разговорная компетенция), но также сочетаться с

                                     77
   73   74   75   76   77   78   79   80   81   82   83