Page 73 - Культурно-образовательное пространство города
P. 73
траектории85. Междисциплинарный характер термину
придал А. Газарян: «Притягивая соседние траектории, кре-
од определяет наиболее вероятное направление дрейфа и
эволюции системы, но не детерминирует их полностью,
поскольку фактическая линия развития не только подвер-
жена флуктуациям, но проходит и через точки бифурка-
ции. Следовательно, креод характеризует поведение сис-
темы при заданных внутренних и внешних условиях ее
существования»86. Социокультурная идентичность являет-
ся креодом, поддерживает городскую систему изнутри.
Мы придерживаемся позиции, что процесс инкор-
порации человека в образовательное пространство города
не заканчивается в подростковом возрасте с момента окон-
чания школы или ранней взрослости – окончания вуза и
начала профессиональной деятельности. В стадиальном
отношении в структуре образовательного пространства
можно выделить три основных периода: дотрудовой, тру-
довой, пост-трудовой. Каждой стадии соответствуют свои
институты, которые формируют систему общественных
отношений, обуславливают доминирующую социальную
систему поведения. Так, дотрудовая стадия в городском
пространстве охватывает период от рождения до начала
трудовой активности – раннее детство и период школьного
обучения. Соответствующие периоду институты: семья и
образовательные учреждения. Трудовая стадия охватывает
зрелый период жизни человека – ее активная часть. Социо-
культурные институты: профессиональные и трудовые со-
общества, неформальные группы, коллективы «по интере-
сам». Пост-трудовая стадия включает пенсионный возраст.
85 Уоддингтон, К. Х. Основные биологические концепции [Текст] / К.
Х. Уоддингтон // На пути к теоретичес¬кой биологии / под ред. Б. Л.
Астурова. – М., 1970. – Т. 1 : Пролегомены. – С. 21.
86 Газарян, А. Є. Субструктури і інформація [Текст] / А. Є. Газарян //
Філософська і соціологічна думка. – 1990. – № 5. – С. 61.
72