Page 74 - Культурно-образовательное пространство города
P. 74

Образовательное пространство города является
диалогичным по своей природе. Проблема диалога в куль-
туре и диалога культур разработана М. Бахтиным и
В. Библером. М. Бахтин понимает культуру как «форму
общения людей различных культур, форму диалога»87. По-
нятие «Другого» или «Собеседника» является в концепции
Бахтина важнейшим, т.к. только в соотнесенности с «Дру-
гим» личность становиться личностью. При подобном дис-
курсе каждый продукт культуры является своего рода «по-
сланием» – «он по-своему “говорит”, вопрошает и отвеча-
ет, несет в себе “весть”, которую нужно уметь “услышать”
и которая, соприкасаясь с другим текстом, вновь и вновь
актуализируется в целостной жизни культуры»88. Необхо-
димо понимать, что текст в понимании исследователя яв-
ляется экстралингвистической категорией, т.е. не ограни-
чивается языковыми феноменами. «Единицей» диалога в
культуре М. Бахтин называет текст, который реализуется в
следующих формах: речь человека; текст, зафиксирован-
ный на любом носителе или плоскости; любая знаковая
система.

        Наивысшей формой текстуальности в культуре яв-
ляется произведение. Так, М. Бахтин обращался к диало-
гическому анализу художественных произведений, в част-
ности, Ф.М. Достоевского.

        Экстраполируя идеи М. Бахтина в область город-
ской пространственности, можно отметить, что процесс
социокультурной активности человека в городском про-
странстве – это диалогичный процесс, результатом которо-
го является текст – продукт, созданный на «рубеже двух
сознаний», «авторов», «субъектов» (города и людей, его

87 Библер, В. С. Михаил Михайлович Бахтин, или Поэтика и культура
[Текст] / В. С. Библер. – М. : Прогресс : Гнозис, 1991. – С. 85.
88 М. М. Бахтин как философ [Текст] : сб. ст. / отв. ред. Л. А. Гоготи-
швили, П. С. Гуревич. – М. : Наука, 1992. – С.115.

                                     73
   69   70   71   72   73   74   75   76   77   78   79