Page 75 - Культурно-образовательное пространство города
P. 75

населяющих). О городе и его жителях можно судить по
текстам, которые они вырабатывают. Так городская тек-
стуальность является объектом отдельного изучения – пе-
тербургский текст, московский текст (Ю.М. Лотман). Че-
рез призму текста, создаваемого в процессе культуротвор-
чества, определяется специфики социокультурного бытия.

        Необходимо учитывать, что городской текст пред-
ставляет собой крайне противоречивое явление. Действи-
тельно, город представляет собой «динамику означающих,
создающих потоки смысла или бесконечные цепи метафор,
где означаемые расщепляются и сами становятся озна-
чающими»89. Городское пространство можно назвать как
текстовой системой «второго порядка». Данная проблема-
тика хорошо разработана французским семиологом
Р.Бартом, в частности, в его труде «Миф сегодня». Иссле-
дователь придерживается мнения, что в современном об-
ществе основной тип текстуальности представлен мифом.
«миф – это коммуникативная система, сообщение, следо-
вательно, миф не может быть вещью, конвентом или иде-
ей, он представляет собой один из способов означивания,
миф – это форма»90. Следовательно мифологической фор-
мой могут быть «покрыты» широкий спектр феноменов:
реклама, СМИ, социальные отношения, религия. В куль-
турно-образовательном пространстве города миф приобре-
тает особые характеристики, если учесть, что «миф дейст-
вует экономно, он уничтожает сложность человеческих
поступков, придает им простоту сущностей и элиминирует
всякую диалектику, пресекает всякие попытки проникнуть

89 Трушина, Л. Е. Интерпретация визуальных текстов городского про-
странства [Текст] / Л. Е. Трушина // Этическое и эстетическое: 40 лет
спустя : материалы науч. конф., 26-27 сент. 2000 г. : тез. докл. и высту-
плений. – СПб., 2000. – С.155.
90 Барт, Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика [Текст] : пер. с фр. /
Р. Барт. – М. : Прогресс : Универс, 1994. – С. 72.

                                     74
   70   71   72   73   74   75   76   77   78   79   80