Page 77 - Культурно-образовательное пространство города
P. 77

– Социальное время, под которым понимается степень
    развития социальных систем и институтов. Пример
    древних Афин и система социальных институтов (пря-
    мая демократия, политические свободы) не имела при-
    меров в современной для данного города истории.

– Индивидуальное время. Время жизни конкретного че-
    ловека, погруженного в городское пространство.

– Горожанин одновременно живет в нескольких времен-
    ных и, следовательно, онтологических координатах.
    Реальности и события, порождаемые «типами» времен-
    ных шкал, могут пересекаться, иметь одно направле-
    ние, вызывать нормативные конфликты. Следствием
    являются различные поведенческие формы – реакция
    индивида на дисбаланс между желаемыми целями и
    средствами их достижения. Американский социолог Р.
    Мертон выделил следующие поведенческие реакции:

– конформизм – ситуация полного принятия социально
    одобряемых целей и средств их реализации;

– новаторство и инновация – принятие целей с отрицани-
    ем законных или разрешенных способов их достиже-
    ния;

– ритуализм – ригидность в принятии целей и средств,
    сведение их к обесцененному (в моральном и прагма-
    тическом аспекте) процессу – «процесс ради процесса»;

– ретризм – пассивный уход от действительности, отри-
    цание, как целей, так и средств;

– мятеж и бунт – активное отрицание социальных норм93.
        Идея о разнообразии способов приспособления лю-

дей к целям и нормам в процессе социализации в город-
ском пространстве объясняет его гетерогенную и динами-
ческую природу, позволяет понять контекст производства
и воспроизводства социокультурного бытия.

93 Мертон, Р. К. Социальная структура и аномия [Текст] / Р. К. Мертон
// Социс. – 1992. – № 3. – С. 104-114.

                                     76
   72   73   74   75   76   77   78   79   80   81   82