Page 77 - Культурно-образовательное пространство города
P. 77
– Социальное время, под которым понимается степень
развития социальных систем и институтов. Пример
древних Афин и система социальных институтов (пря-
мая демократия, политические свободы) не имела при-
меров в современной для данного города истории.
– Индивидуальное время. Время жизни конкретного че-
ловека, погруженного в городское пространство.
– Горожанин одновременно живет в нескольких времен-
ных и, следовательно, онтологических координатах.
Реальности и события, порождаемые «типами» времен-
ных шкал, могут пересекаться, иметь одно направле-
ние, вызывать нормативные конфликты. Следствием
являются различные поведенческие формы – реакция
индивида на дисбаланс между желаемыми целями и
средствами их достижения. Американский социолог Р.
Мертон выделил следующие поведенческие реакции:
– конформизм – ситуация полного принятия социально
одобряемых целей и средств их реализации;
– новаторство и инновация – принятие целей с отрицани-
ем законных или разрешенных способов их достиже-
ния;
– ритуализм – ригидность в принятии целей и средств,
сведение их к обесцененному (в моральном и прагма-
тическом аспекте) процессу – «процесс ради процесса»;
– ретризм – пассивный уход от действительности, отри-
цание, как целей, так и средств;
– мятеж и бунт – активное отрицание социальных норм93.
Идея о разнообразии способов приспособления лю-
дей к целям и нормам в процессе социализации в город-
ском пространстве объясняет его гетерогенную и динами-
ческую природу, позволяет понять контекст производства
и воспроизводства социокультурного бытия.
93 Мертон, Р. К. Социальная структура и аномия [Текст] / Р. К. Мертон
// Социс. – 1992. – № 3. – С. 104-114.
76