Page 72 - Культурно-образовательное пространство города
P. 72
построить образ мира, дающий возможность его понять, к
нему приспособиться и действовать в нем»82.
2. Поле преставления, характеризующее орга-
низацию его содержания с качественной стороны. «Любой
стимул, любая частица окружения, любое впечатление со-
циально реконструированы, и поведение не является отве-
том на стимул, но реконструкцией этого стимула»83. Таким
образом, поведение не пассивный ответ или биологическая
реакция, но детерминирована внешними факторами.
3. Установка по отношению к объекту пред-
ставления. «Содержание, логика представления укрепляют
внутреннюю структуру группы или индивида, воспроизво-
дят и актуализируют ее, устанавливая внешние связи»84.
Социальное представление является атрибутом групповой
активности. Социальное представление коррелирует с по-
нятие идентичность. Идентичность – это своеобразный
маркер, позволяющий ориентироваться в социокультурном
пространстве. Этими ответами можно смоделировать ре-
альность, в которой живет данный человек, в той или иной
степени прогнозировать его поведение, определить ценно-
стный комплекс, ментальность. Ценностный аппарат мож-
но интерпретировать в терминах биологических систем,
например, «креод» – устойчивая траектория развития био-
системы. Понятие было введено в научный оборот биоло-
гом К.Х.Уоддингтоном, который этим термином обозна-
чил канализированную траекторию (протяженный во вре-
мени процесс изменений), притягивающий ближайшие
82 Kaes, R. Images de la culture chez les ouvriers francais [Текст] / R. Kaes.
– Paris : Dunod, 1968.
83 Moscovici, S. Les représentation sociales [Текст] / S. Moscovici //
Communication presente au colloque sur les representations socialts. –
Paris, 1979. – P. 34-41.
84 Moscovici, S. La psychoanalyse, son image et son public [Текст] / S.
Moscovici. – Paris : Centurion, 1976. – P. 79
71