Page 71 - Культурно-образовательное пространство города
P. 71
Как нам кажется, на стыке социализации и инкуль-
турации в городском пространстве развивается качествен-
но новое явление – социокультурная идентичность, под
которой мы понимаем соотнесения собственного «я» ин-
дивида с референтной группой. Мы понимаем, что иден-
тичность не только шире социализации и инкультурации,
но также включает их. Например, индивид (вне зависимо-
сти от его социального положения или национальности)
может соотносить себя с определенным пространственным
феноменом: городом (идентичность жителей Москвы или
Санкт-Петербурга), страной (идентичность граждан Рос-
сийской Федерации), регионом (идентичность жителей Ев-
росоюза, мусульманского Востока).
Мотивы формирования идентичности могут быть
рассмотрены через идеи интеракционистской школы (Дж.
Мид) или школы социальных представлений (С. Москови-
чи) – как результат социализации на основе самокатегори-
зации. Так С. Московичи и сторонники «школы социаль-
ных представлений» приходят ко мнению, что социальные
представления формируются не на основе любых признан-
ных взглядах, а только на тех, которые являются продук-
том «практического, здравого смысла», тем, что человек
использует в своих ежедневных практиках. «Однажды
произведенные, они живут своей жизнью, перемещаются,
комбинируются, притягиваются и отталкиваются, рождают
новые представления, в то время как старые исчезают»81.
Структура социального представления имеет три измере-
ния.:
1. Информационное. Совокупность знаний об
объекте. «Информация категоризуется в связной и гло-
бальной когнитивной системе, которая позволяет субъекту
81 Moscovici, S. Les représentation sociales [Текст] / S. Moscovici //
Communication presente au colloque sur les representations socialts. –
Paris, 1979. – P. 34-41.
70