Page 69 - Культурно-образовательное пространство города
P. 69

ние, что город – это гетерогенная материя (в социальном и
этическом отношении), то норма «X» одной группы (соци-
альной или этинческой) накладывается на норму «Y» дру-
гой группы. В итоге появляется качественно новая норма,
отвечающая общим потребностям коллектива. Так только
соотношение или баланс между группами нарушается
(вследствие миграционных волн, урбанизации, субурбани-
зации и т.п.), появляется потребность в новой конвенции –
норме. Более того, категория «нормы» подразумевает бо-
лее либеральные санкции за их нарушение, чем в традици-
онном обществе. Поясним это на хрестоматийной схеме,
приведенной ниже. Для городского пространства харак-
терна высокая степень дифференциации категории «нор-
ма»: привычки, обычаи, традиции, нравы, законы, табу.
При этом степень их распространенности обратно пропор-
циональна степени жесткости санкций, налагаемых за их
нарушение, т.е. привычки являются самой распространен-
ной «нормой» в городском пространстве с самыми лояль-
ными санкциями.

        Социализация происходит по крайне мере в трех
основных сферах – в деятельности, в общении в самосоз-
нании. Посмотрим, как это реализуется в культурно-
образовательном пространстве города.

        В сфере деятельности социализация проявляется,
как освоение и расширение видов социокультурной актив-
ности, в процессе чего усваиваются новые нормативные и
поведенческие установки. В условиях городской реально-
сти человек, в противовес, традиционному (не-
городскому), вынужден прибегать к инновационным видам
социокультурной активности. Чтобы достигнуть постав-
ленной цели, в ситуации повышенной социальной конку-
ренции, человеку необходимо осмысливать не только ха-
рактер и результат чужих действий, но использовать каче-
ственно иную методологию. Примером может служить

                                     68
   64   65   66   67   68   69   70   71   72   73   74