Page 68 - Культурно-образовательное пространство города
P. 68
Итак, погружение в городское пространство – это перма-
нентный цикл ресоциализаций. Более того, элементы чело-
веческого бытия, вырабатываемые в процессе инкультура-
ции, редуцируются или нивелируются – такие, как принад-
лежность к этнической группе, языковая (лингвистическая)
специализация. На первый план выходят элементы бытия,
инициированные социализацией. Нам кажется, что образо-
вательное пространство города становиться эвристическим
только тогда, когда первое – социализация – не умоляет
второе, но дополняет.
Овладение культурным комплексом (язык, орудия
труда) невозможно без социальной структуры – так как
одну из культурных универсалий можно сформулировать
следующим образом: «культура не могла бы существовать
в обществе, состоящем из одного человека». С другой сто-
роны, социальная структура – как система взаимоотноше-
ний – выстраивается на основе конвенциально принятом
культурном комплексе. Как только данный комплекс раз-
рушается, социальную структуру охватывает явление, в
научной литературе называемое «аномией». Данное опре-
деление, введенное Э.Дюркгеймом, означает такое состоя-
ние общества, в котором разрушены системы обществен-
ных норм и ценностей. Современные исследования пони-
мают под аномией «отсутствие чёткой системы социаль-
ных норм, разрушение единства культуры, вследствие чего
жизненный опыт людей перестает соответствовать идеаль-
ным общественным нормам»80. Понятие «нормативности»
является важнейшим концептом и элементом образова-
тельного пространства города. Можно заметить, что поня-
тие «нормы» в городе является динамическим и релевант-
ным. Норма, которая исходит из традиции, в городском
пространстве теряет актуальность. Если принять во внима-
80 Громов, И. А. Западная социология [Текст] : учеб. пособие / И. А.
Громов, И. А. Мацкевич, В. А. Семёнов. – СПб. : ДНК, 2003. – С. 531.
67