Page 67 - Культурно-образовательное пространство города
P. 67
ды\ритуалы, язык. Социализация происходит благодаря
специализированным институтам (образование, государст-
во). Результатом социализации является личность, которая
способна поддерживать и развивать структуру общества.
«правильное включение в жизнь общества, правильная со-
циализация возможны лишь тогда, когда человек созна-
тельно стремится к гармонии собственного "Я" с интереса-
ми других людей, не только умеет, но и старается посту-
питься своими желаниями в интересах общего блага»79.
Таким образом, под социализацией понимают соци-
альные аспекты адаптации к среде обитания, ее институтам
– в частности, институт образования, что позволяет стать
«полноценным членом общества\социума». Под инкульту-
рацией – культуротворческие (аксиологические, гносеоло-
гические) аспекты приспособления к среде обитания.
Отличительная особенность социализации, проис-
ходящей в городе – это ее сверхдинамический характер.
Социализации городского жителя имеет модальности (де-
социализация, ресоциализация), что не характерно для
других типов поселений. Так, в городском пространстве
проявляется десоциализация (процесс, обратный социали-
зации) – утрата индивидом социальных ценностей и норм
вследствие каких-либо внешних факторов. Данное явление
сопровождается невозможностью найти социальной груп-
пы, с которой индивид мог бы себя ассоциировать.
Горожанин находится в такой ситуации, что выпол-
няет несколько социальных ролей – зачастую наклады-
вающихся одна на другую. Если инкультурация, как про-
цессуальное явление, происходит в жизни человека еди-
ножды, то горожанин переживание множество качественно
разных видов социализации (политическая, профессио-
нальная) за относительно короткие временные отрезки.
79 Сухомлинский, В. А. Методика воспитания коллектива [Текст] / В.
А. Сухомлинский. – М. : Просвещение, 1981.
66