Page 66 - Культурно-образовательное пространство города
P. 66

обиход в 30-ые гг. XX века, определяет процесс усвоения и
воспроизведение индивидом социокультурного опыта. Со-
циализация является результатом влияния на личность
«жизненных ситуаций», которые складываются из паттер-
нов (образцов) поведения, ценностей, социальный ролей,
норм, характерный для определенной социальной группы
или системы: возрастной, профессионально-деловой. Ис-
следователь В.И. Шевандрина определяет социализацию
как «процесс и результат включения индивида в социаль-
ные отношения. Она осуществляется путем усвоения ин-
дивидом социального опыта и воспроизведения его в своей
деятельности. В процессе социализации индивид стано-
вится личностью и приобретает необходимые для жизни
среди людей знания, умения, навыки, т.е. способность об-
щаться и взаимодействовать с другими людьми»78.

        Определение «инкультурация» представляет собой
процесс приобщения ребенка (в узком смысле) или инди-
вида (в широком смысле) к особенностям конкретной
культуры. Дискуссия об уместности выделения понятия
«инкультурация» связана с тем, что, по мнению некоторых
исследователей, оно является частным проявлением более
общего – «социализации».

        Мы придерживаемся мнения, что «социализация» и
«инкультурация» являются хоть и во многом схожими по-
нятиями и явлениями, но имеют рад принципиальных отли-
чий. Инкультурация начинается с момента рождения и про-
должается всю жизнь. Это внеинституциональная форма
приобретения знаний и опыта, т.к. базируется на коммуни-
кации с представителями «своей» культуры. Результатом
инкультурации является человек, компетентный воспроиз-
водить культурно значимые элементы: ценность, обря-

78 Шевандрин, Н. И. Социальная психология в образовании [Текст] :
учеб. пособие / Н. И. Шевандрин.– Ч. 1 : Концептуальные и приклад-
ные основы социальной психологии. – М. : Владос, 1995.

                                     65
   61   62   63   64   65   66   67   68   69   70   71