Page 64 - Культурно-образовательное пространство города
P. 64
образ города». Помимо этого существуют коллективные
образы города, город как архетип. Анализ макроуровня по-
зволяет характеризовать «ткань» культурно-
образовательного пространства в целом, например, «разо-
рвано» оно или гомогенно. Городской образ формирует
особую городскую ментальность – в качестве примера
можно привести неповторимую и особую ментальность
жителей Санкт-Петербурга, Парижа, Венеции и др. знаме-
нитых городов, т.н. genius loci. «Связь человека с местом
его обитания загадочна, но очевидна. Ведает ею известный
древним genius loci, гений места, связывающий интеллек-
туальные, духовные, эмоциональные явления с их матери-
альной средой»75. В современных исследованиях все чаще
звучит сравнение города с брендом – концептуально ана-
логичное понятию «торговая марка» в русской языковой
традиции. Грамотная работа с брендом города позволяет
городским властям привлекать инвестиции, туристов, из-
менить у жителей устоявшееся негативное восприятие.
Городской образ реализуется в семантической фор-
ме – городском именном пласте, городской топонимике,
которая представлена как в прагматическом плане (офици-
альном: городская символика, в частности), так и в эмо-
ционально-оценочном (субкультурный).
Мезоуровень. На данном уровне выделяются кон-
кретные элементы и структура культурно-
образовательного пространства города: район, квартал,
дом. Данный уровень представлен в частности архитекто-
никой городского пространства, под которой понимают
общее устройство городской территории: архитектурно-
эстетический план, инфраструктурный план, а также дис-
курс отдельных элементов: рекламы, СМИ, транспорта,
75 Вайль, П. Гений места [Текст] / П. Вайль. – М. : КоЛибри, 2008. –
С. 5.
63