Page 65 - Культурно-образовательное пространство города
P. 65
символики и т.д.76 Таким образом, архитектоника город-
ского пространства – это окультуренная природная терри-
тория. Человек разрабатывает городскую архитектонику на
трех уровнях: воздушном, наземном, подземном. Чем
больше разработана архитектоника в определенном городе
на указанных трех уровнях, тем большим аттрактором он
является.
Микроуровень культурно-образовательного про-
странства города представлено личностью и индивидуаль-
ностью человека. Исследователь А.М. Бекарев показал, что
индивидуальное пространство задано тремя координатами,
характеризующими отношения: «я могу», «мне нужно», «я
нужен»77. Так место человека в пространстве зависит от
того, что нужно обществу и кто нужен ему. Культурно-
образовательное пространство на его микроуровне форми-
рует т.н. зоны или локусы приватного самочувствия. От-
сутствие зоны приватного самочувствия в городе как тако-
вой негативно влияет на индивидуальное самочувствие го-
рожанина. Зоны приватного самочувствия формируются на
основе устойчивого эмоционального отношения к опреде-
ленной части городского пространства. Зоной приватного
самочувствия в городском пространстве может быть дом,
памятное место, природный ландшафт.
Вхождение в образовательное пространство города
описывается двумя категориями «социализация» и «ин-
культурация». В научной литературе существует дискус-
сия по поводу дефиниций – «социализация» и «инкульту-
рация». Понятие «социализация», введенное в научный
76 Пирогов, С. В. Социология города [Текст] : программа дисциплины /
С. В. Пирогов ; Томск. гос. ун-т им. В. В. Куйбышева. – Томск : Изд-во
Томск. ун-та, 2003. – С. 91.
77 Бекарев, А. М. Свобода человека в социальном пространстве [Текст]
/ А. М. Бекарев ; Нижегород. гос. ун-т им. Н. И. Лобачевского. – Н.
Новгород : Изд-во Нижегород. ун-та, 1992.
64