Page 63 - Культурно-образовательное пространство города
P. 63
Социокультурная парадигма (в диахронном и син-
хронном аспекте) отражается на образовательной модели.
Мы можем говорить об изменчивой и детерминированной
(исторически или географически) образовательной модели.
Так, в Средние века образование являлось элитарным –
только малая часть социума – монашество, составлявшее
элиту общества – имело или могло иметь образование; за-
частую дворяне не имели должного образования, чтобы в
состоянии прочитать какой-либо текст. Педагогическая
модель – эзотерическая (т.н. «педагогика идеала») – обра-
зовательный процесс характеризуется идеализацию учите-
ля, катарктическими переживаниями. Образование 20 века
можно охарактеризовать как эгалитарное, педагогическая
модель – стандартизация и типизация, что, как нам кажет-
ся, связано с процессом массовой индустриализации.
Учитывая вышесказанное, мы можем сформулиро-
вать рабочее определение термина «культурно-
образовательное пространство», под которым мы понима-
ем динамическую (в том смысле, что динамически разви-
вающуюся) целостность или структуру, элементы которой
используются субъектами социокультурного процесса для
трансляции и освоения актуального комплекса ценностей и
смыслов.
Город – будучи частным проявлением культурного
пространства – может быть рассмотрено как образователь-
ное. Мы предлагаем следующий исследовательский дис-
курс: рассмотреть феномены, которые делают городское
культурное пространство образовательным.
Поскольку культурное пространство города – мно-
гоуровневая система, мы выделяем макро- , мезо- и микро-
уровни культурно-образовательного пространства города.
Макроуровень. В данном случае человек представ-
ляет городское пространство как гештальт – обобщенный
образ. Можно отметить, что у каждого горожанина «свой
62