Page 62 - Культурно-образовательное пространство города
P. 62

ством. Мы считаем, что культурное пространство шире
образовательного, и образовательное пространство являет-
ся лишь частью культурного.

        В рамках деятельностного подхода культура анали-
зируется, с одной стороны, как личностное развитие, с
другой – человеческая универсалия. Универсалия в том
смысле, что характерная для всего человечества система
внебиологических механизмов, «благодаря которым дей-
ствия людей особым образом стимулируются, программи-
руются, воспроизводятся»74 и возможна активность, как
таковая. К таким механизмам относятся: социогенетиче-
ские потребности, знания, орудия труда, юридические ус-
тановления, одежда, пища, жилища и множество других
явлений. Так, благодаря исторически выбранному способу
деятельности, обеспечивающему адаптацию различных
народов к условиям окружающей их природной и соци-
альной среды, возможно объяснение феномена «этнично-
сти», «национальной культуры». Действительно, аксиоло-
гическая составляющая культуры реализуется в деятельно-
сти. Причем образование (и в нормативном отношении и с
юридической точки зрения) – это целенаправленный дина-
мический процесс.

        Образование – это способ войти в культуру. Широ-
кий комплекс культурных феноменов – ценности, нормы,
эталоны – направлены на то, чтобы процесс образования
был успешным. О важности образования можно судить по
тому факту, что оно является отдельным социальным ин-
ститутом, особой функцией общества. Элементом системы
культуры можно выделить систему образования.

74 Маркарян, Э. С. Об исходных методологических предпосылках ис-
следования этнических культур [Текст] / Э. С. Маркарян // Методоло-
гические проблемы этнических культур : материалы симп. – Ереван,
1978. – С. 8.

                                     61
   57   58   59   60   61   62   63   64   65   66   67