Page 59 - Культурно-образовательное пространство города
P. 59

екты, но, прежде всего, ментально освоенные элементы
городского ландшафта. При подобном дискурсе городское
пространство является уникальной социокультурной про-
граммой («социогеном»), которая генерирует и транслиру-
ет человеку «мир ценностей», самоусложняясь, порождая
новые проблемы (социокультурные ситуации), сама их
решает.

        Современная интерпретация дефиниции «город»
представляет собой рассмотрение совокупности географи-
ческой, исторической, социологической, составляющих
исследуемого феномена, актуализируемых в рамках со-
циокультурной парадигмы.

        С географической точки зрения город – это «долго-
временное скопление людей и их жилищ, занимающее
значительное пространство и расположенное в центре
крупных коммуникаций»73. Основными факторами, опре-
деляющими специфику географического пространства го-
рода, являются природные, присущие данной территории:
климат, уровень солнечной радиации, ландшафт, влаж-
ность. В данном случае городское пространство функцио-
нирует как интерференция антропогенного и природного
начал.

        Социальное пространство города – это пространст-
во взаимодействия групп людей, проживающих на данной
территории. Современные социологические концепции
рассматривают город не просто как форму поселения или
тип производства, но так особый тип социальности, спе-
цифика которой заключается в совмещении, интеграции
различных форм и видов человеческой активности в рам-
ках одной саморазвивающейся системы.

        Историческое пространство города представлено
совокупностью феноменов – физических и нематериаль-

73 Ратцель, Ф. Земля и жизнь: сравнительное землеведение [Текст] : в 2
т. / Ф. Ратцель. – СПб. : Просвещение, 1905.

                                     58
   54   55   56   57   58   59   60   61   62   63   64