Page 58 - Культурно-образовательное пространство города
P. 58
4. Узлами можно назвать такие стратегические
точки города, в которых максимально сфокусированы и
сконцентрированы какие-либо функции или особенности
пространства. Зачастую «узлы» приобретают черты цен-
тробежной силы для целого района и обладают символиче-
ским значением.
5. Ориентиры – точечные пространственные
элементы, которые являются внешними по отношению к
наблюдателю. Используемый ориентир является таким,
если он вычленяется из множества. Такими оринтирами
могут быть стела, здание, гора, фасад. Один тип ориенти-
ров – дистанционные – воспринимаются с разного рас-
стояния и под разными углами, как правило, поверх других
пространственных элементов. Другие – локального типа –
могут быть атрибутированы только в пределах ограничен-
ного пространства и с определенных подходов. Это бес-
численное количество знаков, рекламных витрин, деревья
– все то, на что большинство жителей полагаются по мере
того, как маршрут становится всё более знакомым.
Очевидно, что не существует «идеальных» (т.е. изо-
лированных) пространственных элементов. Так, каждый
район насыщен узлами, определен с помощью границ,
пронизан путями и насыщен ориентирами. Все эти элемен-
ты действуют одновременно в едином контексте, форми-
руя пространственные представления о городах.
Итак, социокультурный смысл категории «город-
ское пространство» может быть сформулирован в следую-
щем виде – это ценностное восприятие города или его час-
тей, являющееся результатом взаимодействия четырех
субстанций или элементов: «пространства, времени, смыс-
ла и коммуникации»72. Поэтому объектом нашего внима-
ния являются не только физически воспринимаемые объ-
72 Тишков, В. А. Культурный смысл пространства [Текст] / В. А. Тиш-
ков // Этножурнал. – 2003. – № 8. – С. 32-41.
57