Page 57 - Культурно-образовательное пространство города
P. 57
помощью которых можно расчленять видимый мир, все
они указывают на единство средства, которые мы исполь-
зуем для определения своего местонахождения в нашем
городском мире»69. Большинство данных «ключей» соот-
ветствует абстрактным типам элементов образа города:
путь, ориентир, граница, узел, район. Данные элементы
носят универсальный характер, так как они проявляются
во множестве типов образа окружения. Приведем автор-
ское понимание «ключевых точек» городского простран-
ства:
1. Пути – «это коммуникации, вдоль которых
наблюдатель может перемещаться постоянно, периодиче-
ски или только потенциально»70. В качестве «пути» может
выступать тротуары, улицы, железные дороги. Именно они
являются организующими элементами городской среды в
формировании образа окружения, относительно которых
выстраиваются все остальные «ключи». Подавляющее
большинство людей обозревают город, двигаясь по нему
через эти «пути».
2. Границы – элементы окружения, являющие-
ся «стыками» между двумя состояниями; «линейные раз-
рывы непрерывности»: стены, окраины жилых районов,
берега рек. Границы также служат для многих горожан в
качестве организующего элемента: они охватывают и
очерчивают определенные зоны городского пространства.
3. Районы – «части города, средние по величи-
не и представляемые как двухмерная протяженность, в ко-
торую наблюдатель мысленно входит «изнутри»71. Так,
известно, что большинство горожан структурируют про-
странство своего города по неким сегментам – «районам».
69 Там же. С. 20.
70 Там же. С. 51.
71 Там же. С. 51.
56