Page 16 - Культурно-образовательное пространство города
P. 16

реальности отдается ему “... для описания ряда значений
языковых единиц требуется понятие пространства говоря-
щего”9. Вне зависимости от того, какими бы мотивами –
осознанными или подсознательными – ни руководствовал-
ся человек, все это репрезентируется в культурных фено-
менах, в частности – в городе. Процесс культуротворчества
представляется как амбивалентный: человек – это генера-
тор социокультурных феноменов, с другой, сам опосреду-
ется социокультурным окружением.

        Обратимся к качественным критериям выделения
понятия «город» в рамках социокультурной парадигмы.
Используя терминологию немецкого философа В. Дильтея
(1833 – 1911), социокультурную парадигму можно опреде-
лить как совокупность «наук о духе». Философ полагает,
что в противоположность «науке о духе», к коей причис-
ляют знание об обществе и его культуре, «от рационально-
сти естественных наук, ускользает реальность человече-
ского бытия»10. Рациональные науки следуют логике при-
чинно-следственных отношений, когда как «науки о духе»
выражают эвристические возможности человека. Ценност-
ное отношение к действительности, является определяю-
щим в социокультурных дисциплинах, и в культурологии,
в частности. Рассматривая городское пространство как
культурологическую категорию, мы можем определить
комплекс факторов, мотивов, механизмов, влияющих на
субъект-объектные отношения между человеком и окру-
жающим пространством, чего не может быть достигнуто
методологическим инструментарием естественных наук.

9 Апресян, Ю. Д. Дейксис в лексике и грамматике и наивная модель
мира [Текст] / Ю. Д. Апресян // Избр. тр. : в. 2 т. / Ю. Д. Апресян. – М.,
1995. – Т. 2. – С. 625-650.
10 Дильтей, В. Собрание сочинений [Текст] : в 6 т. / В. Дильтей ; под
ред. A. B. Михайлова, Н. С. Плотникова ; пер. с нем. B. C. Малахова. –
М. : Дом интеллектуал. кн., 2000. – Т. 1 : Введение в науки о духе. –
С. 292.

                                     15
   11   12   13   14   15   16   17   18   19   20   21